Каким был 2025 год для мирового рынка нефти. Разбор
В 2025 году рынок нефти вел себя практически в соответствии с прогнозами, данными в начале года. Главным событием стало наращивание добычи странами ОПЕК+ на фоне нестабильного спроса на нее из-за неопределенности, возникшей из-за тарифов президента США Дональда Трампа. На рынке возник заметный профицит нефти, который приводит к падающим ценам на сырье. Что происходило с черным золотом в 2025 году — в материале «Известий».
Растущее предложение
• 2025 год можно назвать переломным для мирового рынка нефти с точки зрения баланса спроса и предложения. Если в 2024 году мировое потребление практически равнялось уровню нефтедобычи, то теперь рынок нефти является профицитным. Год начинался с сокращения спроса из-за ожиданий по поводу последствий тарифной политики президента США Дональда Трампа. Со временем потребление выросло и превысило прошлогодний уровень, однако объем предложения вырос гораздо существеннее. В результате в III квартале профицит на рынке нефти увеличился до 2,6 млн баррелей в сутки.
• Основной рост добычи нефти пришелся на страны, которые не входят в группу ОПЕК+ и не связаны обязательствами по ограничению производства. Так, США к сентябрю 2025 года нарастили добычу до исторически высоких 13,844 млн баррелей в сутки. Предвыборный лозунг Трампа «Бури, детка, бури» воплощается в жизнь, но пока что весьма скромными темпами. В начале года американский лидер обещал, что рост добычи составит 3 млн баррелей в сутки. За первый год второго срока Трампа он пока составил 704 тыс. баррелей в сутки, а от максимального уровня при Джо Байдене — лишь 314 тыс. баррелей в сутки. Однако впереди еще три года правления, за которые американская нефтедобыча еще сможет ускориться.
• Наращивали добычу также Бразилия, Канада, Аргентина, Гайана. На фоне этого к росту добычи приступил и ОПЕК+, как в начале года и прогнозировали «Известия». Альянс стал постепенно отказываться от добровольных ограничений в 2,2 млн баррелей в сутки. Хотя фактическое производство не достигает установленных квот, это всё равно обеспечивает надежный фундамент нефтяному профициту. Очередь из танкеров, ждущих разгрузки в крупнейших портах мира, стала в 2025 году частым явлением.
• Глобальный спрос на нефть хотя и вырос под конец года, но всё еще остается под давлением. Основными драйверами сдержанного потребления являются замедление мировой экономики и продолжающийся переход Китая на электротранспорт. Падение спроса сдерживается масштабным пополнением запасов китайских нефтехранилищ.
Нисходящий тренд на цены
• Год назад высказывались предположения, что 2025-й станет годом дешевеющей нефти, и эти прогнозы по большей части оправдались. Наибольший вклад в формирование нисходящего тренда внесла неопределенность, спровоцированная торговой политикой Трампа. Импульсивный стиль введения тарифов замедлил мировую экономику, охладил пыл инвесторов и поставил на паузу ряд глобальных проектов. Рынок нефти, являющийся отражением развития глобальной экономики, тоже был вынужден замедлиться.
• Возникший профицит нефти также оказал давление на цены. Котировки Brent опустились с $80 за баррель в январе 2025-го до $60 за бочку в декабре. Стоимость нефти практически не выходила из этого довольно узкого для нее коридора и вернулась к показателям 2021 года, когда мировая экономика еще находилась под влиянием пандемии коронавируса.
• Прогноз на 2025 год предполагал, что средняя стоимость сырой нефти марки Brent составит около $70 за баррель. В итоге этот показатель приблизился к $64 за баррель, отклонившись от предполагаемого значения в пределах 10%, что для нефтяного рынка является допустимой погрешностью.
Иммунитет к геополитическим потрясениям
• Следствием высокого уровня предложения нефти стало также то, что у нефтяного рынка выработался своеобразный иммунитет к геополитическим потрясениям, которые в прошлом могли бы привести к заметным и долговременным скачкам цен на нефть. В 2025 году произошло немало событий, которые могли бы претендовать на такой статус, однако ни одно из них не обернуло вспять снижающиеся цены.
• Наиболее сильные ожидания трейдеров были связаны с открытым противостоянием Израиля и Ирана, произошедшим в июне. Можно было ожидать, что одна только угроза перекрытию Ормузского пролива, через который проходит пятая часть всех поставок нефти и газа (подробнее эту угрозу и ее возможные последствия мы разбирали здесь), могла бы разогнать цены на нефть до трехзначных чисел. Однако произошел лишь кратковременный всплеск, который исчез практически сразу, как только активная фаза конфликта прекратилась.
• Не было заметной реакции рынка и на эскалацию конфликта США с Венесуэлой, и на американские тарифы, призванные ограничить закупки российской нефти Индией, и на санкции в отношении «Роснефти» и «Лукойла». Всё это не привело к большим экономическим потрясениям, так что любые «бычьи» попытки трейдеров воспользоваться ситуацией и поднять цены так и не приводили к результату.
При написании материала «Известия» общались с:
- директором Фонда энергетического развития Сергеем Пикиным.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ