- Статьи
- Мир
- Большой Кушнер: зять Трампа передумал строить отель на руинах разбомбленного НАТО генштаба армии Югославии
Большой Кушнер: зять Трампа передумал строить отель на руинах разбомбленного НАТО генштаба армии Югославии
Зять Трампа Джаред Кушнер отказался от строительства отеля на месте генштаба Югославской народной армии в Белграде. Эта инициатива вызвала критику со стороны оппозиции и экспертов. Помимо этого, накануне четырем сербским чиновникам, включая министра культуры Николу Селаковича, предъявили обвинения в коррупции, связанные с проектом. Подробности — в материале «Известий».
Отель на руинах
«Мы собирались предложить элегантный, вдохновляющий дизайн, который отдавал бы честь прогрессу Сербии. Но так как значимые проекты должны объединять, а не разобщать, и из уважения к народу Сербии и городу Белграду мы отзываем нашу заявку [на участие] и временно отходим в сторону», — сообщил представитель инвестиционной компании Affinity Partners, принадлежащей зятю президента США Дональда Трампа Джареду Кушнеру.
На месте генерального штаба армии Югославии в центре Белграда, разбомбленного войсками НАТО в 1999 году, компания Кушнера собиралась построить гостиничный комплекс, состоящий из двух высоток.
По сведениям The New York Times, вместе с партнерами зять президента США также планировал возвести торговую площадку, музей и мемориальный комплекс в память о погибших и пострадавших в результате бомбардировок НАТО.
В заявлении компании Кушнера говорилось о том, что мемориал будет спроектирован «совместно с сербскими архитекторами» и будет принадлежать правительству Сербии.
В 2013 году сам Дональд Трамп рассматривал возможность строительства отеля на этом месте в центре Белграда.
Здание генштаба построили во второй половине 1940-х годов. В Сербии его считают символом памяти о погибших во время атак Североатлантического альянса. Двадцать лет назад здание объявили памятником культуры.
В мае прошлого года сербские власти заключили договор с фирмой Кушнера о выделении крупного участка земли в центре Белграда, где как раз находится здание генштаба, в безвозмездное пользование сроком на 99 лет.
Однако теперь, когда зять американского лидера передумал строить на этом месте отель, страна потеряет инвестиции на сумму свыше €750 млн, сетует президент Сербии Александр Вучич.
В отместку глава государства пригрозил подать уголовные иски против всех, кто выступал против строительства комплекса.
Протесты и обвинения
Сербские депутаты разрешили Кушнеру и его компании строить на руинах генштаба. Для этого парламент страны принял специальный закон, разрешающий обойти обычные процедуры и разрешения. В частности, это касалось согласия экспертов Института охраны памятников культуры на снос здания.
Они, как и представители оппозиции, активно критиковали эту инициативу, заявляя, что нынешние власти готовы «в угоду Трампу и его семье» пожертвовать культурным наследием страны. В Белграде против строительства отеля они устраивали акции протеста.
А 15 декабря прокуратура Сербии по борьбе с организованной преступностью (JTOK) предъявила обвинение четырем чиновникам, в том числе министру культуры Николе Селаковичу. Их подозревают в причастности к «незаконным действиям по лишению зданий генерального штаба статуса объекта культурного наследия».
В частности, обвинение касается злоупотреблений служебным положением и подделки официальных документов. В компании Джареда Кушнера какие-либо связи с предположительной подделкой документов категорически отвергли.
Президент Вучич назвал прокуратуру по борьбе с оргпреступностью коррумпированной бандой. Его в ответ обвинили в злоупотреблении полномочиями.
У него на это несколько причин
Программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Милан Лазович в беседе с «Известиями» выделяет две причины отказа Кушнера.
— Первая лежит на поверхности. Как заявил сам Кушнер, это сделано из уважения к народу Сербии. Для многих разрушенное здание генштаба — символ памяти, объект культурно-исторического наследия и так далее. В сербском обществе считали кощунством снос этого здания и возведение на его месте какого-то комплекса, — пояснил эксперт.
По его мнению, администрация и близкие Трампа, включая его зятя, занимают довольно прагматичную позицию.
— Речь идет об индивидуальном подходе к каждой стране. Трамп любит выстраивать отношения на двусторонней основе, а не в многосторонних форматах. Вероятно, они изучили, что это болезненный вопрос для сербского общества, — считает политолог.
Специалист добавил, что вторая причина не столь очевидна, это скорее предположение.
— Возможно, у самого Кушнера появились какие-то еще бизнес-интересы, и он решил эти средства вложить в другое предприятие, просто не афишировал это, — подытожил аналитик.
Главный редактор проекта «Балканист» Олег Бондаренко в разговоре с «Известиями» отметил, что зять Трампа изменил свою позицию, поскольку само решение о возможности продать здание разрушенного генерального штаба было отозвано и аннулировано, а тех, кто его принял, попытались привлечь к ответственности.
— Сама постановка вопроса изначально была категорически неприемлемой. Не может американец, тем более зять американского президента, строить отель на месте генерального штаба армии Югославии, уничтоженного американским оружием, это просто аморально, — считает политолог.
По словам специалиста, это не означает, что руины генштаба необходимо оставить еще на столетия вперед.
— Рано или поздно генштаб снесут, и на его месте появится музей жертв бомбежек НАТО Югославии, или какой-то новый комплекс, или гостиница. Но надо понимать, за чей счет и кто это будет делать. Совершенно очевидно, что не зять американского президента, явно не какая-нибудь компания из США или западных стран, участвовавших в бомбежке. Может быть, китайцы, может быть, арабы, может быть, русские, — резюмировал эксперт.