Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Правительство России направляет 1,5 млрд рублей на работу центров поддержки экспорта в 75 субъектах страны. Благодаря финансовой помощи регионы смогут обеспечить подписание экспортных соглашений с участием около 1,1 тыс. представителей малого и среднего бизнеса до конца текущего года. Какие отрасли чаще всего обращаются за поддержкой при выходе на внешние рынки, а также какие барьеры чаще всего мешают малым и средним предприятиям заключать экспортные контракты, разбирались «Известия».

Эффективность инвестирования

Российский экспортный центр (РЭЦ) с 2019 года выступает методологом центров поддержки экспорта, которые работают с малыми и средними компаниями в регионах, на местах. За это время эффективность сети ЦПЭ выросла с 34,5 рубля поддержанного экспорта на 1 рубль выделенной субсидии в 2019 году до 70,5 рубля в 2024 году, сообщили «Известиям» в пресс-службе РЭЦ.

— Несомненно, сегодня экспортерам нужна помощь: многочисленные барьеры, соответственно, означают наличие потребностей у наших экспортеров. Поэтому мы регулярно синхронизируем с ними работу и приоритеты Группы РЭЦ. Так, в ежегодном опросе мы в очередной раз актуализировали картину восприятия бизнесом своих перспектив и барьеров на внешних рынках, — уточнили в центре. — Наш экспортный «барометр настроений» в рамках исследования показывает, что число компаний, ожидающих рост своего экспорта в ближайшие три года, выросло до 70%.

экспорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В этом году главной трудностью для большинства отраслей оказался поиск клиентов за пределами страны. На втором месте, по результатам анализа, оказались затруднения с выбором оптимального варианта для международных расчетов и организация доставки продукции до иностранных покупателей. Кроме того, исследование показало необходимость удерживать существующие приоритеты в поддержке экспортеров и одновременно активнее продвигать российские товары и услуги на внешних рынках. Особое внимание должно быть направлено на ключевые направления — страны ЕАЭС и СНГ, Китай, регионы Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, где сосредоточен основной интерес отечественного экспорта.

Основные барьеры

В 2022 году на цифровой платформе МСП.РФ запустили специальный сервис «Производственная кооперация и сбыт», рассказал «Известиям» Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП. Там публикуются потребности зарубежных заказчиков, на которые российские МСП могут откликнуться и предложить свои товары или услуги. Сейчас там размещены более 1700 позиций от 106 иностранных компаний. При содействии Корпорации МСП отечественные МСП уже заключили порядка 100 сделок с предприятиями из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Индии, Киргизии, Мексики, Таджикистана, Узбекистана.

— Наибольшей популярностью пользуются биржи контактов с крупными белорусскими компаниями из отраслей машиностроения и строительства, а также с компаниями легпрома из стран СНГ. С начала года в таких сессиях с партнерами из Белоруссии, Киргизии и Узбекистана приняли участие 340 российских МСП. В результате подписано 19 соглашений между российскими малыми предприятиями и крупными иностранными компаниями. Кроме того, российские МСП договорились о совместном изготовлении одежды и поставке различных комплектующих для нужд крупных белорусских компаний, — уточнил он.

Пшеница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Наиболее активно за содействием в выходе на зарубежные рынки обращаются представители обрабатывающей промышленности и агропромышленного сектора, сообщил «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. В то же время за последние годы значительно увеличилось число IT-компаний, предлагающих программные продукты и оборудование для энергетики и телекоммуникаций. Также растет интерес со стороны сферы услуг, включая образование, туризм, консалтинг и инжиниринг.

— Основные барьеры для малого и среднего бизнеса — сложность прохождения процедур сертификации и стандартизации продукции в странах-импортерах, высокая конкуренция, а также недостаток компетенций у предпринимателей для ведения переговоров и подготовки документации, — отметил он. — Существенным фактором остается ограниченный доступ к информации о потенциальных партнерах и особенностях правового регулирования в конкретных странах.

Среди препятствий по-прежнему выделяются недостаточная осведомленность предпринимателей и укоренившееся мнение о внешнеэкономической деятельности как о трудном и затратном процессе, подтвердил в беседе с «Известиями» Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, декан факультета «Высшая школа экономики и бизнеса» РЭУ им. Г.В. Плеханова. Вместе с тем наблюдается рост числа компаний из сектора МСП, которые подключаются к программам поддержки экспорта, принимают участие в выставках, ярмарках, дегустациях и фестивалях под брендом «Сделано в России». При этом интерес бизнеса выходит за рамки информационной помощи — востребованными остаются логистические субсидии, страхование при отсрочке платежей и содействие в прохождении процедур сертификации.

таможня
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Главными трудностями остаются нехватка практического опыта во внешнеэкономической деятельности и слабое понимание особенностей зарубежных рынков, заявила «Известиям» Дарья Соколан, замдекана по международной деятельности экономического факультета РУДН. Предприниматели не всегда четко представляют, какой именно товар востребован в конкретном регионе. К этому добавляются новые барьеры: сложности с таможенно-тарифным регулированием, процедурами сертификации, соблюдением стандартов и адаптацией продукции под требования иностранных покупателей. В последнее время особое внимание уделяется вопросам сертификации российских товаров за границей, особенно в фармацевтической отрасли.

Значительная часть наиболее сложных барьеров связана с требованиями зарубежных государств к сельхозпродукции, сказал «Известиям» директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. Речь идет о санитарных и фитосанитарных нормах, которые касаются безопасности продукции и зачастую отличаются в каждой отдельной стране. Аналогичные сложности возникают и в отношении промышленного экспорта, где также действуют собственные технические стандарты.

Во всех случаях требуется прохождение процедур проверки и подтверждения соответствия, что неизбежно влечет за собой дополнительные расходы, напомнил он. При этом, несмотря на развитие цифровых технологий и средств коммуникации, сохраняется серьезная информационная преграда: предпринимателям нередко трудно получить полные сведения о правилах импорта, национальном законодательстве и особенностях регулирования в стране-партнере. К этому же относится и поиск надежной компании-партнера.

Кран
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— В целом проблемой часто является дефицит обеспечивающих услуг, связных с экспортом, в частности — консультирование, юридическое сопровождение, реклама, а также проблемой является подготовка кадров, — считает Александр Данильцев. — Средние и малые предприятия остро нуждаются в квалифицированных специалистах в области внешнеэкономической деятельности. При этом такие предприятия не могут иметь большой штат работников, занятых специально в области экспортной деятельности. Поэтому нужны специалисты-универсалы, обладающие знанием и квалификацией по широкому кругу вопросов, связанных с развитием экспорта.

«Известия» направили запрос в Минэк, но на момент публикации ответ получен не был.

Читайте также
Прямой эфир