Обратное лечение: прокуратура требует закрыть издание, выдающее БАДы за лекарства
После публикаций «Известий» прокуратура Москвы подала в суд иск о закрытии газеты «ПроЗдоровье» и интернет-магазина «Здравомед», рекламирующих и продающих БАДы под видом лекарств. Многие годы они предлагали пользователям «чудо-препараты», в том числе с помощью рекомендаций несуществующих врачей. В иске надзорное ведомство просит признать информацию, размещенную в газете и на сайте, запрещенной на территории России. Антимонопольная служба уже привлекала владельцев бизнеса к административной ответственности за нарушение закона о рекламе. Юристы полагают, что в действиях распространителей псевдолекарств есть и признаки мошенничества, но уголовного дела пока нет. Как работала схема обмана пенсионеров — в материале «Известий».
Как пенсионерам продавали БАДы
Прокуратура Москвы обратилась в суд с иском против газеты «ПроЗдоровье» и интернет-магазина «Здравомед», продающих пенсионерам растительные экстракты под видом лекарств, сообщили «Известиям» в ассоциации «Антиконтрафакт». В иске надзорное ведомство просит признать информацию, размещенную в этих источниках — в газете и на сайте, — запрещенной на территории России.
Решение обратиться в суд было принято по итогам совместного расследования «Известий» и «Антиконтрафакта». В нем речь шла о действующей в стране сети по продаже пищевых добавок и концентратов для приготовления безалкогольных напитков, которые выдаются за чудодейственные лекарства.
Так, в газете «ПроЗдоровье», которую раскладывают в почтовые ящики по всей стране, пишут о том, что эти средства способны помочь даже там, где официальная медицина бессильна. При этом на сайте «Здравомед» и в карточках товаров на маркетплейсах продавцы указывают, что «препарат не является лекарственным средством». Но в газете таких пометок нет.
В состав препаратов, произведенных «под ключ» в одной из подмосковных лабораторий, входят лишь растительные компоненты, следует из их описания. Например, свечи «Профитон» содержат лишь антисептик и масло какао, но в газете они презентуются как «наш ответ американской атомной бомбе» и якобы способны вылечить почти все болезни — от проблем с ЖКТ до акне.
Ушные капли «Лорика» на самом деле содержат только сок красного винограда, экстракт плодов лимонника и витамины группы В. Хит продаж «Сосудолитин» — сок вишни, экстракты коры ивы, плоды конского каштана, боярышника и витаминный премикс. «Силафлекс» для суставов — сок красного винограда, экстракты коры ивы белой и корней сабельника болотного.
Авторы «ПроЗдоровье» утверждают, что эти препараты способны лечить проблемы ЖКТ, восстанавливать суставы, сосуды и слух, избавлять от шума в ушах, устранять последствия инфаркта, инсульта и возвращать мужское здоровье. Описывая на нескольких страницах чудодейственные свойства экстрактов, читателей приглашают на «распродажи».
В ноябре минувшего года «Известия» побывали на одной из них и увидели, что пожилые люди выстраиваются в очередь и скупают рекламируемые препараты пачками, отдавая за них тысячи и десятки тысяч рублей.
На страницах газеты публикуются мнения людей, которых представляют как кандидатов и докторов наук, профессоров с мировым именем — они агитируют за эти «чудо-лекарства» и гарантируют быстрый результат. Также газета публикует отзывы счастливых покупателей, которые рассказывают о невероятном лечебном эффекте препаратов. Как выяснили эксперты «Антиконтрафакта», и врачи, и покупатели оказались вымышленными.
«Известия» сравнили себестоимость предлагаемых добавок и их розничную цену — наценка составила до 4,2 тыс. процентов. Например, предпринимательница, торгующая глазными каплями «Яснолан», рассказала «Известиям», что покупает препарат на заводе в Петербурге по 20 рублей за упаковку. При этом онлайн на различных площадках эти капли стоят от 500 до 2658 рублей в зависимости от объема.
— Препараты, рекламируемые в газете, не имеют госрегистрации либо зарегистрированы как косметика, парфюм, пищевые добавки, — рассказал «Известиям» глава Ассоциации экспертизы лекарственных препаратов и других товаров Сергей Зеленец. — Данные псевдопрепараты просто физически не могут давать тех чудодейственных эффектов, которые им приписывают. Пожилые люди не только теряют свои пенсионные сбережения, но и тратят время на ложное лечение.
Как ранее пояснили в «Антиконтрафакте», практически у всех продуктов, которые рекламируются в газете и на сайте, разрешительная документация просрочена или ее действие приостановлено.
Кому принадлежит «Здравомед»
Прокуратура провела проверку и пришла к выводу, что реклама препаратов распространялась «с отступлением от требований закона», следует из ответа прокуратуры члену попечительского совета «Антиконтрафакт» депутату Госдумы Артуру Таймазову.
В ходе проверки прокуроры установили, что за рекламой добавок стоит индивидуальный предприниматель Семен Щербуха. Он же, судя по всему, является и главным бенефициаром этого бизнеса.
Из документа за подписью начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан московской прокуратуры Марины Вольской следует, что Щербуха уже давно находится на контроле надзорных ведомств. В частности, в 2024 году его проверяла антимонопольная служба. Но на выданные чиновниками предписания он не реагировал.
«В ходе проверки (УФАС) выявлен факт неправомерного распространения ИП Щербухой С.Г. рекламы товаров косметического, медицинского и гигиенического назначения. С целью прекращения противоправной деятельности Щербухе С.Г. выдано предписание, которое не исполнено», — говорится в ответе.
В апреле 2024 года московское УФАС привлекло предпринимателя к административной ответственности по статье о нарушении законодательства о рекламе. А спустя месяц после публикации «Известий», в декабре 2024 года, московское УФАС вновь выявило те же нарушения закона о рекламе и вынесло определение о возбуждении дела в отношении бизнесмена. Его рассмотрение назначено на 28 января.
— Важно, что правоохранительные органы обратили внимание на проблему, — сказал «Известиям» Артур Таймазов. — Уверен, это поможет защитить наших родных и близких от недобросовестных продавцов.
По мнению первого вице-президента ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолта Хамзатова, дело сдвинулось с мертвой точки, однако открытым остается вопрос, почему описанная схема действовала так долго.
— Даже сейчас ряд представителей исполнительной власти упорно не видят состава правонарушения, уголовные дела не возбуждаются, — сказал «Известиям» эксперт. — Мы планируем организовать встречу с комитетом по борьбе с коррупцией Госдумы и Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и обратить внимание на эту проблему.
Бизнес или мошенничество
Согласно данным базы «Руспрофайл», Семен Щербуха зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в марте 2012 года, основным видом его деятельности является курьерская. В ноябре 2023 года он зарегистрировал торговый знак «Здравомед».
Сайт одноименного магазина, который прокуратура просит суд заблокировать, на момент выпуска материала оказался недоступен. В ноябре 2024 года, когда «Известия» готовили материал, он функционировал. Тем не менее на маркетплейсах «чудо-лекарства» можно купить до сих пор.
Любые действия, связанные с обманом и введением в заблуждение добросовестных граждан, могут быть квалифицированы как мошеннические, отметил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
— В подобных схемах можно говорить о составе преступления, так как есть и умысел, и введение в заблуждение потребителя, — сказал юрист.
С ним согласен и управляющий партнер ADVOLAW Антон Пуляев. По его словам, прокуратура не наделена полномочиями по проведению доследственных проверок, возбуждению, расследованию уголовных дел. Это прерогатива органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.