Перспективы Армении на вступление в ЕС крайне слабы. И вот почему
Кабмин Армении одобрил законопроект о начале процесса вступления государства в Евросоюз. Теперь его рассмотрит парламент. Однако премьер-министр республики Никол Пашинян подчеркнул, что окончательное решение может быть принято исключительно путем всенародного референдума. Насколько реальны планы Еревана и как они могут повлиять на отношения с Россией — в материале «Известий».
Как принимали решение
• Сбор подписей с целью вынести на обсуждение парламента проект закона «О начале процесса присоединения Республики Армения к Евросоюзу» проводился в сентябре-октябре 2024 года. 25 октября инициативная группа, объединяющая прозападных политиков и общественных деятелей, заявила, что собрала 60 тыс. подписей (вместо требуемых законом 50 тыс.).
• Представляя законопроект, Арарат Мирзоян заявил, что «в последние годы между Арменией и ЕС сложились достаточно интенсивные и динамичные отношения». В качестве примера он назвал «политическую поддержку» со стороны Евросоюза. Он напомнил, что объединение размещало в стране миссию гражданских наблюдателей, а также заявляло о готовности поддержать укрепление экономической устойчивости Еревана.
• 9 января армянское правительство дало положительное заключение по представленному гражданской инициативой законопроекту. Теперь его рассмотрит парламент.
• Пашинян уточнил, что решение о вступлении страны в объединение может быть принято исключительно путем всенародного референдума. Он добавил, что после принятия законопроекта Ереван совместно с Евросоюзом должны будут разработать соответствующую дорожную карту.
• Вместе с тем Пашинян уточнил, что данный законопроект не следует воспринимать как заявку на немедленное вступление в ЕС. Его основная цель — обозначить готовность Армении к практической работе по сближению с Европейским союзом.
• Пашинян также отметил, что взаимодействие с ЕС «уже приносит конкретные результаты». В этом контексте он, в частности, напомнил о начале переговоров о либерализации визового режима, а также о присоединении Армении к программе «Европейский инструмент мира». Хотя объем финансовой и технической помощи в рамках этой программы пока невелик, ее «политическая значимость», по словам Пашиняна, «крайне высока».
Возможно ли вступление в ЕС
• Шанс Армении в ближайшей перспективе вступить в ЕС равен нулю. Ереван географически удален от объедения, а Евросоюз пока что отложил прием даже балканских стран, которые непосредственно с ним граничат. Кроме того, республика совершенно не готова к тому, чтобы нести обязательства по членству в Евросоюзе.
• ЕС заинтересована в транзите через республику иранского газа. Однако этой причины не достаточно для принятия страны в объединение. Поэтому вступление в Евросоюз может затянуться на десятилетия.
• Некоторые страны-претенденты не готовы идти на все уступки ЕС для членства в объединении. В частности, вице-премьер Сербии Александар Вулин подчеркнул, что страна не будет признавать Косово в обмен на продолжение пути к Европейскому союзу.
• Несмотря на формальное ведение переговоров о членстве с девятью странами одновременно, брать их всех в свой состав в Брюсселе не собираются. Как признавала ранее глава Европарламента Роберта Метсола, экономическая модель ЕС не выдержит даже увеличения количества стран-членов с 27 до 33. Определенные сроки для расширения тоже не закладываются. В частности, в ЕС отказались обещать прием новых членов к 2030 году.
• Помимо этого, в настоящее время страны Евросоюза испытывают значительные финансовые трудности, вызванные как последствиями антироссийских санкций, так и решением Украины о прекращении транзита российского газа через свою территорию (подробнее о том, какие страны сильнее других пострадают от этого, мы разбирали здесь). В связи с этим маловероятно, что в ближайшее десятилетие блок будет рассматривать возможность присоединения нового экономически слабого игрока.
Что могут предложить Армении
• Армении могут предложить стать «мандатной территорией». Это формат, при котором Евросоюз частично осуществляет внешнее управление той или иной страной.
• Если для Армении и отменят визовый режим, то это сделают точно так же, как для Грузии, то есть граждане страны смогут ездить в Евросоюз развлекаться, но возможно работать там у них не будет.
Позиция России
• В Москве отмечают, что Евросоюз самостоятельно инициирует процессы по членству в объединении, поэтому необходимо дождаться реакции Брюсселя на инициативу Армении вступить в ЕС.
• Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что выгодно для Еревана — как для государства, так и для народа, напоминают в России. В частности, повышаются темпы экономического роста страны. Однако совмещать членство в ЕС и ЕАЭС нельзя. Оба объединения предполагают отсутствие таможенных границ и свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поэтому рассматривающийся в Армении законопроект ставит эту страну перед выбором.
• При сворачивании отношений Еревана с ЕАЭС в Армении вырастут цены на энергию и продовольствие, а экспорт армянских товаров сократится на 80%. Таким образом, обычные люди потеряют доходы, работу и станут платить больше за самое необходимое. Взамен они, скорее всего, получат безвиз с европейскими странами, а Армения — депопуляцию.
• При этом, учитывая текущие финансовые проблемы Евросоюза, вступление в блок в России сравнивают с покупкой билета на «Титаник».
• Кремль называет проект евроассоциации Армении ее суверенным правом, но напоминает, что некоторые страны, например Турция, много лет сохраняют ориентацию на членство ЕС, но «не встречают особой взаимности со стороны Брюсселя».
• В России отметили, что страны Запада хотят настроить Армению против ОДКБ и ЕАЭС, но им нечего ей предложить, кроме «эфемерного членства» в ЕС. Тему вступления в Евросоюз можно обсуждать годами, получив нулевой результат.
• В экспертном сообществе считают, что Пашинян пытается, с одной стороны, шантажировать Москву, выбивая преференции. С другой стороны, он дает понять Западу, что в любой момент готов к разрыву отношений с Россией. Такая грубая политика вызывает только раздражение у РФ и ее партнеров.
При подготовке материала «Известия» беседовали с:
политологом, доцентом РГГУ Вадимом Трухачевым;
экспертом по Ближнему Востоку и Кавказу Станиславом Тарасовым.