Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

А им шестнадцать лет: операторы кикшеринга меняют правила

Власти и бизнес нашли консенсус по возрасту водителей СИМ
0
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Правительство предлагает поднять до 16 лет минимальный возраст, при котором можно передвигаться на средствах индивидуальной мобильности. Операторы кикшеринга, в свою очередь, не против понизить разрешенный офертой возраст до того же уровня. Сейчас пользоваться сервисами краткосрочной аренды самокатов можно с 18 лет. Шестнадцатилетние водят не менее аккуратно, считают операторы. Чем обосновано это решение — разбирались «Известия».

Достигли согласия в возрасте

Действующие ПДД допускают использование самокатов с 14 лет, однако правительство РФ хочет повысить возраст для управления средствами индивидуальной мобильности (СИМ) до 16 лет. Эту и другие инициативы 19 ноября подтвердил замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта ведомства Владимир Луговенко в ходе форума «Транспортная неделя».

Сервис Whoosh первым решил ввести новые правила оферты.

Уже 6 декабря в ряде городов, где кикшеринг продолжает работать и зимой, смогут легально арендовать самокат те, кому исполнилось 16 и 17 лет. При этом для них будет наложено ограничение на скорость. Сервис автоматически переведет самокат в режим Drive, в котором и набор скорости плавнее, и максимальная скорость меньше обычной на четверть.

Проверят через банк

— Это будет этап формирования культуры вождения у ребят, как только они достигнут 18 лет: скорость для их аккаунтов повысится до максимально допустимой по ПДД для СИМ. Старшие подростки водят достаточно осознанно, но у них не всегда хватает жизненного опыта для принятия правильных решений в некоторых ситуациях, в основном они связаны с выбором скоростного режима поездки, — рассказали в пресс-службе оператора.

Точный возраст пользователя установят при помощи авторизации приложении через ID банка, где содержится достоверная информация о владельце счета. При этом система определения возраста позволит жестче контролировать допуск к аренде самоката лиц младше 16 лет. Вводится механизм принудительной верификации возраста пользователя. В случае отказа от верификации аккаунт будет доступен пользователю, но возможность начать поездку заблокирована.

Дети младше 16 лет технически смогут регистрироваться в приложении, но им будет доступен только обучающий раздел «Школа вождения». Взять в аренду самокат они не смогут, при попытке сканирования он покажет ошибку.

Кроме того, Whoosh завершает разработку технологии, которая при помощи машинного обучения выявляет признаки поездки подростка, анализируя массив данных самоката.

— Все аккаунты, вызывающие подозрения, мы попросим пройти верификацию через ID банка, который предоставит точную информацию о возрасте владельца аккаунта, — рассказали в пресс-службе оператора.

Аварийный возраст

Согласно внутренней статистике кикшеринга, подростки 14 и 15 лет чаще других попадают в аварии, нарушая правила и сталкиваясь с пешеходами. Эту возрастную категорию сервис планирует строже отслеживать и отсекать от возможности поездок, в том числе с помощью технологий и принудительной верификации.

Те, кому исполнилось 16–17 лет, водят аккуратно и реже попадают в ДТП. Легализовать их и устранить серую зону, при этом контролируя скорость их передвижения, — необходимо, считают в Whoosh.

Сейчас пользователи до 18 лет намеренно обходят правила сервисов кикшеринга, самокаты для них — удобный способ перемещения по городу, альтернатива общественному транспорту.

Иногда это происходит с аккаунта родителей и с их разрешения. Дело в том, что возрастной запрет сервиса противоречит ПДД — именно этим, как правило, аргументируют свои действия подростки и родители.

С разрешения родителей

— Родители не должны допускать, чтобы дети младшего возраста пользовались их аккаунтами, потому что у ребенка нет ни достаточной массы, ни скорости реакции, чтобы предотвратить какую-то ситуацию. Они могут нести опасность как для окружающих, так и для самих себя — рассказала «Известиям» директор Ассоциации микромобильности Ксения Эрдман.

Серьезность проблемы показывает статистика. По состоянию на 29 ноября 2024 года крупнейшие российские сервисы кикшеринга заблокировали 508 тыс. аккаунтов, 155 тыс. из них — за передачу управления несовершеннолетним. Дополнительно, в случае фото- или видеофиксации нарушения, то есть юридического обоснования, кикшеринги выписывали штрафы.

Сервисы могут строже контролировать возраст на этапе регистрации, системно отслеживать и проверять возраст пользователей. Для этого они обращаются к разным базам данных — Whoosh, например, к данным банков.

Соответствие федерального регулирования и правил сервиса в вопросах возраста — один из ключевых факторов, который даст пользователям, в том числе подросткам и их родителям, повод серьезнее относиться к исполнению требования и принятию ответственности в случае выявления нарушения, — отметили в Whoosh.


Общий знаменатель

— Операторы изначально офертой ограничили возможность использования своей услуги возрастом 18+. Мне кажется, что мы постепенно должны идти к какому-то общему знаменателю в отношении в том числе и возраста. И, возможно, это будет возраст 16 лет. На мопеде, к примеру, можно ездить с 16 лет. По этой логике возраст использования электросамокатов можно опустить в отношении кикшеринга и поднять в отношении ПДД ровно до этого возраста. В 16 лет наступает возраст уголовной ответственности в случае серьезных правонарушений. И мне кажется, в таком решении есть разумное зерно, — считает Ксения Эрдман.

Она выразила надежду, что подобная мера сможет сделать поездки подростков прозрачными. При этом перед операторами будет стоять серьезная задача по идентификации возраста пользователей и отсечению всех, кто ниже возрастной планки.

«Мы и так наблюдаем подростков на самокатах»

Член Общественной палаты РФ Александр Холодов называет инициативу о снижении возраста аренды до 16 лет логичной.

— У нас по правилам дорожного движения вообще с 14 лет можно передвигаться по дорогам на электросамокате. И странная ситуация, что человек может передвигаться на частном электросамокате, но не может передвигаться на прокатном. Я сторонник того, чтобы и в ПДД с 14 до 16 лет поменять, — отметил Александр Холодов.

Он обратил внимание на вопрос безопасности и в то же время предположил, что ситуация на дорогах вряд ли принципиально изменится.

— Мы и так наблюдаем подростков на самокатах. Видимо, когда они создают аккаунт, заводят его на родителей или поступают каким-то другим образом. Положительный момент в том, что скорость планируют немного подрезать. Это, на мой взгляд, будет более плавный переход к скорости электросамоката с точки зрения безопасности дорожного движения. Посмотрим по статистике, — отметил Александр Холодов.

Что говорит статистика

Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД РФ фиксирует рост динамики аварийности с участием СИМ за год в полтора раза. За девять месяцев текущего года в России произошло 3897 ДТП с участим средств индивидуальной мобильности. В этих происшествиях погибли 44 человека, в том числе шесть несовершеннолетних, и более 4 тыс. человек (включая 1392 моложе 18 лет) получили травмы. Причем большая часть инцидентов с СИМ произошла на тротуарах, пешеходных дорожках и пешеходных зонах. Нередко эти происшествия происходят при выезде средств индивидуальной мобильности с прилегающей территории.

К вопросу безопасности вождения электросамокатов нужно подходить комплексно, считает член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто.

— Нужно больше контроля и спецобучения. Сейчас в школах планируют ввести преподавание ПДД. Я бы ввел это как курс «Жизнь на дороге», в котором преподавали бы не только правила, но и рассказывали, как ежедневно пользоваться велосипедом и электросамокатом, — считает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир