Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Сербии заявили об отсутствии намерения вступить в НАТО
Мир
Президент Ирана заявил о готовности дать продуманный ответ на атаку Израиля
Происшествия
Один человек погиб и три пострадали в ДТП в Тюменской области
Мир
Глава МИД Венгрии оценил парламентские выборы в Грузии
Происшествия
Сотрудники МЧС полностью ликвидировали пожар в Красной Пахре
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил об уничтожении восьми дронов ВСУ за ночь
Мир
WAFA сообщило о гибели 35 человек при израильском обстреле домов в секторе Газа
Армия
ВС России ликвидировали до 120 боевиков ВСУ и улучшили позиции на передовой
Культура
Рисунок Виктора Цоя продали на аукционе за рекордные 8 млн рублей
Мир
Депутат Верховной рады призвал как можно быстрее начать переговоры с Россией
Происшествия
В Белгородской области женщина пострадала в результате атаки украинских БПЛА
Мир
Американский экономист назвал США страной вечной войны
Армия
Экипаж Су-34 поразил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Армия
Разведчики захватили трофейное вооружение ВСУ иностранного производства
Общество
Потерпевшим крушение в Кировской области вертолетом управлял опытный пилот
Мир
Глава Пентагона назвал ошибкой возможный ответ Ирана на атаку Израиля
Мир
В Казахстане назвали саммит БРИКС в Казани несомненным успехом России
Мир
Axios сообщил о парализации производства баллистических ракет в Иране

«Мы поддерживаем Россию в усилиях защитить мир от проявлений неофашизма»

Глава МИД Никарагуа Вальдрак Людвинг Джентске Уитакер — о сотрудничестве с БРИКС, поддержке СВО и приглашении Владимира Путина посетить страну
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Никарагуа заинтересована увеличить товарооборот с Россией, наладить прямое авиасообщение между столицами, а также расширить возможность использования карты «Мир», рассказал «Известиям» министр иностранных дел латиноамериканской страны Вальдрак Людвинг Джентске Уитакер. Он возглавил делегацию Никарагуа на саммите БРИКС в Казани. Манагуа ценит стратегическое партнерство с РФ и поддерживает стремление Москвы бороться с проявлениями неофашизма, а также разделяет идею формирования многополярного мира. По словам главы внешнеполитического ведомства, Никарагуа ждет Владимира Путина и будет ему благодарна, если он решит посетить центральноамериканскую страну.

«Мы надеемся стать частью механизма БРИКС»

— Вы относительно недавно заняли пост министра иностранных дел Никарагуа. Какие перспективы и сложности вы заметили за это время в отношениях Манагуа с Москвой?

— Наши связи с Россией всегда были довольно близкими, в декабре мы отметим 80 лет с момента установления дипломатических отношений. Во время Сандинистской революции в 1979-м мы много сотрудничали с СССР и получали от него большую поддержку. Мы столкнулись с агрессией со стороны США, и, если бы не поддержка СССР, нам было бы очень сложно пережить эту войну и ее экономические последствия.

Справка «Известий»

В июле 1979 года Сандинистская революция привела к свержению режима президента Анастасио Сомосы. Приход к власти сандинистов США рассматривали как прямую угрозу американским компаниям и безопасности своей южной границы. При поддержке СССР и Кубы в стране началось строительство социализма.

На этом новом этапе наших отношений, который начался в 2007 году (в этом году к власти вернулся Даниэль Ортега. — «Известия»), мы укрепили наши отношения с РФ. Благодаря усилиям президентов Путина и Ортеги, наши страны стали стратегическими партнерами. И это касается различных аспектов. Моя задача на этом посту — сохранить близость между нашими странами.

— Власти Никарагуа неоднократно выражали заинтересованность в приобретении статуса партнера БРИКС. Сейчас, находясь на саммите в Казани, хотела бы вас спросить, рассматривает ли Никарагуа в будущем возможность стать полноценным членом объединения?

— В апреле этого года мы направили России заявку, чтобы стать частью этого объединения, благодаря которому начинает появляться новый мир, новый миропорядок, многополярность. Нам кажется важным вклад, который делают страны БРИКС для борьбы с гегемонией Запада, поэтому мы хотим участвовать в этом процессе, который строится на принципах солидарности, равноправия и сотрудничества. Нам БРИКС среди прочего открывает экономические и торговые возможности.

Мы надеемся стать частью механизма БРИКС. В каком формате это произойдет — зависит от стран — членов объединения. Мы благодарны России за приглашение.

— Какие вопросы вы обсуждаете с иностранными коллегами во время двусторонних встреч на саммите БРИКС?

— У нас есть большой интерес сотрудничать в двустороннем порядке со странами БРИКС и другими приглашенными государствами в вопросах торговли, по политическим аспектам. Никарагуа — небольшая страна в Центральной Америке, но у нас выгодная география, и мы готовы участвовать в процессах как на коллективном уровне, так и в двустороннем формате.

— На протяжении нескольких дней Куба борется с последствиями сильного энергетического кризиса. Будет ли Никарагуа направлять на Кубу гуманитарную помощь?

— Наши отношения с Кубой имеют долгую историю, мы разделяем схожие идеи. Для нас не стоит вопрос, отправлять или не отправлять гуманитарную помощь, это постоянная солидарность с кубинским народом и лидером Мигелем Диас-Канелем. Куба многое дала миру, Латинской Америке и странам Карибского бассейна. Сейчас и всегда мы выражаем нашу солидарность с Кубой в трендах политики и в материальном выражении. Механизм того, как мы выражаем нашу солидарность, — не вопрос широкого освещения в прессе, это вопрос реальных действий. Мы постоянно сотрудничаем с Кубой.

— Израиль заявил, что ячейки ливанского движения «Хезболла» и некоторые группировки из Ирана, которые Израиль считает террористическими, находятся на территории Боливии, Венесуэлы и Никарагуа. Знает ли правительство Никарагуа об этих группировках?

— Никарагуа считает правительство Израиля фашистским. У них нет никакого права предъявлять такие обвинения другим странам. Это предвзятые и политизированные высказывания против тех, кто справедливым образом заявил о геноциде со стороны Израиля и их неофашистских действиях. Это ответ на наше решение разорвать дипломатические отношения с Израилем (12 октября Никарагуа разорвала дипотношения с Израилем. — «Известия»).

Интересно, что они обвиняют именно те страны, у которых четкая позиция относительно действий Израиля. Эти заявления абсолютно далеки от реальности. У нас четкая позиция относительно противодействия терроризму. Характеристика движений, организаций, усилий, которые делаются против фашистского режима Израиля, должна даваться с осторожностью во всем мире. С полной уверенностью говорю о том, что мы не даем разрешение на использование нашей территории для подготовки терактов.

«Именно Россия будет определять условия мира»

— Мэр Манагуа Рейна Хуанита Руэда Альварадо рассказала, что сейчас прорабатывается возможность прямых рейсов с Москвой. На каком этапе находятся эти обсуждения и стоит ли ожидать открытия этих рейсов до конца этого года или в начале следующего?

— Я думаю, да. Мы заметно продвинулись в техническом плане в вопросах, связанных с туристическим предложением. Мы готовы и ждем, что скоро такая возможность появится.

Важно упомянуть, что с этого года мы занимаемся строительством нового аэропорта с современными характеристиками, он сможет принимать самолеты трансатлантических рейсов. Это строительство проходит совместно с КНР. То, что сказала мэр Манагуа, — это правда. Мы готовы к тому, чтобы начать принимать такие рейсы как можно раньше.

— Никарагуа после начала СВО поддержала РФ. Могли бы вы уточнить позицию Манагуа по этому вопросу?

— В первую очередь мы считаем, что Россия сражается против новых форм фашизма и не делает это только ради себя, она делает это во имя всего мира. Россия ведет борьбу против действий Глобального Севера, во имя стабильности на своей территории. Наша позиция остается неизменной — мы поддерживаем Россию в усилиях защитить мир от проявлений неофашизма. Именно Россия будет определять условия мира, но в лице Никарагуа Москва всегда будет иметь поддержку. Для нас очевидна правота нашего стратегического партнера, России. Нет никаких сомнений в важности и роли РФ в этой спецоперации. Россия может рассчитывать на нашу поддержку.

— Считаете ли вы, что в данных условиях есть пространство для диалога между Россией и Украиной?

— Я считаю, что этот вопрос должна решать Россия. Я думаю, что миру стоит увидеть важность оборонительных действий РФ. Я и моя страна с уважением подходим к этому вопросу. Мы не говорим, что необходимо сделать России, но мы находимся на ее стороне.

«Никарагуа — самая безопасная и стабильная страна в Центральной Америке»

Недавно в столице Никарагуа начал работать банкомат, который принимает карты российской системы «Мир». Ожидается ли открытие других банкоматов такого типа? Обсуждается ли возможность внедрения возможности оплаты в магазинах и отелях?

— Конечно, да. Тот банкомат, который уже был открыт, — это показатель нашего желания углубить экономическую кооперацию с Россией. Мы ожидаем, что эта возможность будет расширена. Прямые рейсы, рост турпотока, строительство нового аэропорта — всё это связано между собой. Появление этого первого банкомата — сигнал того, что сотрудничество будет расширяться. Все это — часть усилий по увеличению сотрудничества. Этот первый банкомат — первый кирпичик, который будет способствовать усилению коммерческого сотрудничества между нашими странами.

— Может ли успешный опыт сотрудничества России с уже тремя странами в латиноамериканском регионе (Куба, Венесуэла, Никарагуа) в вопросе расширения возможностей оплаты картами «Мир» мотивировать соседние страны присоединиться к этой инициативе?

— Я думаю, что в этом наши мысли пересекаются. Это первый шаг, который показывает, что в мире куда больше важных игроков. В этом смысле многие страны региона начнут понимать важность того, чтобы открываться для новых механизмов.

— Хотела бы также затронуть тему товарооборота. В какой-то момент обсуждали Россия и Никарагуа возможность дедолларизации в коммерческих операциях? Какая валюта в данный момент используется в торговле между нашими странами?

— Торговые отношения и механизмы товарообмена определяются соглашениями, которые есть между нашими странами. Что касается разговоров о механизмах, которые мы используем, мне кажется, надо дать этому вопросу время, чтобы, во-первых, усилить торговые отношения, а потом определить эти механизмы.

Но что важно уже сейчас: политика нашего лидера — иметь равноправный обмен, основанный на уважении и на поиске механизмов, которые бы подходили нашим странам, и не полагаться в этом вопросе на другие государства. Мы открыты этому процессу поиска новых механизмов.

— Но дедолларизация — это приоритет в отношениях между Россией и Никарагуа?

— Думаю, что надо говорить не о дедолларизации, а о новых механизмах обмена. Наши отношения не строятся на поддержке или отвержении чего бы то ни было, они строятся на позитивных попытках установить новые механизмы обмена. Отходя от громких фраз, надо смотреть на основу этих механизмов. РФ, КНР, другие члены БРИКС — всем необходимо стремиться к новым механизмам обмена.

— Была бы Никарагуа заинтересована увеличить уровень товарооборота с Россией? Мы знаем, что, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, за I квартал 2024 года он увеличился на 70%.

— Начиная с 2007 года мы стремимся к увеличению товарооборота. Наша страна очень выгодно расположена в латиноамериканском регионе, что открывает возможность выхода на другие рынки, и это тоже может стать основой для увеличения товарооборота РФ с другими странами центральноамериканского региона. Но возвращаясь к примеру с банкоматом, мы ставим этот первый кирпичик к углублению коммерческих отношений с Россией, нашим стратегическим партнером.

— С чем связан этот рост товарооборота? Какие продукты или услуги привели к нему?

— Я думаю, это связано с нашим производством сельскохозяйственной продукции. Вместе с Россией мы также занимаемся производством лекарств. Обмен технологиями, поставки в Никарагуа российского транспорта способствуют росту этого показателя. Рост товарооборота также связан с усилиями по уменьшению бедности в нашей стране и увеличению производственных мощностей.

— В Никарагуа работает учебный центр МВД, который, по словам российской стороны, не только представляет интерес для студентов из Никарагуа, но также и для студентов из соседних стран...

— Никарагуа — самая безопасная и стабильная страна в Центральной Америке, соответственно, рядом есть самые небезопасные страны региона. Мы говорим о наиболее подверженном риску регионе. Идея нашего лидера — в долгосрочной перспективе помочь другим странам благодаря тому опыту, который мы получили от сотрудничества с РФ. Представители других государств центральноамериканского региона пользуются накопленным нами опытом. СМИ, настроенные против России и против Никарагуа, активно пытаются представить центр в негативном свете, а это несправедливо.

«Мы всегда ждем Владимира Путина и будем ему благодарны, если он решит приехать»

— Сейчас делегация Никарагуа находится в России, что очень важно как для России, так и для БРИКС. Есть ли уже понимание, когда и на каком уровне состоятся следующие встречи между представителями наших стран?

— Хочу использовать эту возможность, чтобы выразить нашу глубокую благодарность России за приглашение стать частью этого саммита, за признание важности нашей страны в процессе создания многополярного мира.

У наших лидеров отличные отношения. У меня недавно была возможность поговорить с министром иностранных дел Сергеем Лавровым на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Думаю, это была моя первая двусторонняя встреча после вступления в должность. Во время этой встречи мы подчеркнули важность наших отношений.

Наш посол принимает студентов, которые приезжают учиться в Россию, наших граждан, которые приезжают с коммерческими целями, наших коллег, которые продвигают политическую повестку. Наши отношения постоянны, крепки и направлены на усиление стратегического сотрудничества.

— Планируете ли вы передать Владимиру Путину приглашение посетить Никарагуа?

— Это приглашение всегда актуально. Президент Путин был в нашей стране несколько лет назад (Владимир Путин был с визитом в Никарагуа в 2014 году. — «Известия»), это был очень важный для нас момент. На этой встрече были заложены основы того, о чем мы говорим сегодня. Мы всегда ждем Владимира Путина и будем ему благодарны, если он решит приехать.

Читайте также
Прямой эфир