Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Армия
Научно-производственный центр беспилотников создадут в Минобороны РФ
Общество
В память о погибших при исполнении сотрудниках МЧС в Донецке высадили аллею
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Происшествия
Временную насыпь под тюменским Ишимом размыло паводком

По ком звонок: телефонные мошенники стали реже атаковать россиян

Чем объясняется такая тенденция и на какие схемы переключились злоумышленники
0
Фото: Getty Images/fizkes
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Телефонные мошенники в октябре стали реже атаковать россиян, сообщили «Известиям» в крупнейших банках. Тенденцию подтвердили эксперты на рынке. Это объясняется более тщательной защитой граждан, переключением злоумышленников на звонки через мессенджеры и перебоями с электроэнергией на Украине, где располагается часть подпольных call-центров. Вместе с тем, как заявили в ЦБ, с июля по сентябрь активность телефонных преступников была вдвое выше, чем в предыдущем квартале.

Вызов не прошел

В октябре число звонков мошенников россиянам сократилось на 20% по отношению к сентябрю — до 520 тыс. вызовов. Об этом «Известиям» сообщили в ВТБ. В банке уточнили, что тренд на снижение активности телефонных злоумышленников наблюдается с середины года. Аналогичную тенденцию видят и в банке «Зенит». Там уточнили, что фиксируется снижение случаев обмана с использованием социальной инженерии на 50% в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тренд связан с улучшением защиты клиентов, пояснили в ВТБ. Например, кредитные организации внедряют технологию распознавания подменных номеров, а сотовые операторы — отключают возможность переадресации банковских SMS (раньше такие сообщения перехватывали мошенники).

Согласно статистике Kaspersky Who Calls, в октябре сохранился нисходящий тренд по количеству звонков с подозрением на мошенничество, который был зафиксирован в августе, подтвердил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. По его предположениям, это связано с тем, что злоумышленники начали активно использовать для обзвонов мессенджеры. В отличие от «классических» звонков такие входящие вызовы сейчас нельзя заблокировать или отследить централизованно, подчеркнул эксперт.

Существенное снижение количества звонков от мошенников с конца сентября до настоящего момента подтвердила и руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» и координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева. При этом она подчеркнула, что показатели жалоб на телефонный спам сохраняются на прежнем уровне.

Эти тенденции позволяют сделать вывод, что нанесение ударов по энергетическим объектам Украины сократило трудоспособность call-центров на территории соседей. Без электричества и интернета невозможно пользоваться технологиями подмены номеров и, в принципе, вести длительные разговоры, так необходимые для этого вида мошенничества, — предположила Евгения Лазарева.

Она не исключила, что это такое же временное явление, как спад количества мошеннических вызовов минувшей весной. В конце февраля доля россиян, которые сталкивались со звонками злоумышленников, достигла минимума в 3,8%, тогда как в декабре 2021-го этот показатель держался на уровне 10–11%, писали ранее «Известия».

Не телефоном единым

Телефонное мошенничество остается основным каналом атак, заявили «Известиям» в ЦБ. Регулятор считает статистику по кварталам — последние данные учитывают информацию за период с июля по сентябрь. По предварительным сведениям, за этот промежуток времени активность телефонных злоумышленников выросла более чем в два раза относительно II квартала, сообщили в Банке России.

Вместе с тем общий объем атак, в число которых входят и телефонные звонки, и мошенничества в Сети, увеличивается, сообщили «Известиям» в крупнейших банках. По данным ВТБ, этот показатель с начала года превысил 6,8 млн инцидентов — в три раза больше, чем за весь 2021-й. В частности, осенью в разы подскочило число мошенничеств в интернете и соцсетях. В кредитной организации ожидают, что в будущем клиентов всё чаще будут обманывать по «гибридной» схеме: с одновременным использованием телефонного общения и фишинговых ресурсов.

— Мошенники постоянно адаптируют свои сценарии и видоизменяют легенды, подстраиваясь под текущий новостной фон. Частичная мобилизация не стала исключением. В Сети появилось много предложений об оказании помощи в переезде, отсрочке или брони, удалении сведений из баз данных призывников, — рассказал директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.

Каждый злоумышленник, выбирая способ обмана граждан, определяет приемлемое для себя соотношение имеющихся ресурсов, возможностей, потенциальной прибыли и рисков, отметила Евгения Лазарева из ОНФ «За права заемщиков». Она пояснила: разговаривая с жертвой по телефону, он может не только выманить у нее коды доступа к накопленным деньгам, но и отправить за крупным кредитом, уговорить продать квартиру или машину — но это займет много времени.

Фишинг же не настолько рискован, ресурсо- и трудозатратен, но и прибыли злоумышленникам приносит меньше, добавила Евгения Лазарева. Чтобы не дать себя обмануть, важно критически относиться к крайне щедрым или чересчур пугающим сообщениям в Сети — особенно если пользователя просят сделать что-либо быстро, не дают времени подумать, предупреждают о негативных последствиях, напомнили в «Лаборатории Касперского».

При оплате покупок в интернете необходимо делать это на проверенных сайтах, подчеркнули в банке «Хоум Кредит». Там добавили, что антивирусное ПО должно быть актуальным. Кроме того, в банке подчеркнули: если человек обнаружил, что его паспортные (или иные) данные оказались скомпрометированы, необходимо сразу сообщить об этом в банк и правоохранительные органы.

Прямой эфир