По итогам очередного заседания 10 сентября Центральный банк повысил ключевую ставку на 0,25 п.п., до 6,75%. Поскольку участники рынка ожидали, что показатель увеличат сразу на 0,5 п.п. и что это повышение станет последним, реакция была очень сдержанной. Очевидно, регулятор оставил за собой возможность поднять ставку еще раз и тем самым подстраховался на случай, если инфляционный разгон не будет останавливаться.
Осторожность Банка России, на мой взгляд, ― невеселый сигнал: похоже, уверенности в том, что потребительские цены пойдут вниз, нет. С другой стороны, рынок облигаций, который наиболее сильно завязан на изменение процентных ставок, еще в апреле этого года заложил инфляционный сценарий в котировки ОФЗ. Государственные бумаги благополучно снизились тогда на 5%, и с тех пор цены сильно не меняются, хотя ключевая ставка поднялась значительно.
Поскольку повышение ключевой напрямую влияет на доходность ОФЗ, можно было бы ожидать, что спрос на российскую валюту повысится. Учитывая, что уже в следующем году ожидается смягчение денежно-кредитной политики и, как следствие, ― доходности ОФЗ, скорее всего, определенный круг участников рынка может захотеть воспользоваться возможностью разместить средства на сегодняшних условиях. Однако по факту мы этого не наблюдаем. В конце 2019 — начале 2020 года доля нерезидентов во владении ОФЗ составляла более 30%, опустившись к апрелю этого года до 20% и с тех пор не повышается. А ведь раньше доходность ОФЗ была настолько привлекательной, что даже угроза санкций не могла сбить интерес к нашим гособлигациям.
В целом повышение ставок ― довольно плохой сигнал для экономики практически во всех отношениях. Прежде всего, увеличивается стоимость кредитов как для физических, так и для юридических лиц, а это сокращает покупательную активность на рынке жилья и замедляет темпы экономического роста. Базовые официальные прогнозы по росту ВВП в следующие годы на уровне 2% без видимых мер по стимулированию экономической активности не могут рассматриваться как удовлетворительные. Например, высокие ставки сокращают инвестиционную активность предприятий, так как уменьшают рентабельность проектов. В условиях, когда России необходимо увеличивать производительность труда (в том числе за счет расширения капитальных вложений), хотелось бы, чтобы Центральный банк как можно скорее вернулся к практике снижения ключевой ставки.
Ее рост в некотором роде поддерживает завышенные инфляционные ожидания населения. Логично рассуждая, что, раз уж Центральный банк начал поднимать ставки для борьбы с инфляцией, значит, дело принимает серьезный оборот, бизнес стал, где возможно, повышать цены «про запас». К сожалению, в такой ситуации официальные прогнозы по инфляции на следующий год около 4% малоубедительны, хотя по факту они могут оказаться абсолютно правильными. Инвестиционный горизонт в России слишком короткий, и дальше года вперед почти никто не заглядывает. Даже инфляцию купировать повышением ключевой ставки полностью невозможно, так как рост цен в России имеет в основном немонетарную природу.
Казалось бы, единственным бенефициаром повышения ключевой ставки могут стать банковские вкладчики, однако кредитные организации поднимать доходность по депозитам не спешат. Это железное правило действует в банковских кругах всего мира: при росте процентных ставок стоимость кредита дорожает намного быстрее.
В итоге финансовые и бизнес-круги реагируют на инфляционные процессы намного быстрее Центрального банка, очень скоро закладывая рост потребительских цен в стоимость производимых товаров и услуг или облигаций. Это означает, что если для вас действительно важно понимать и прогнозировать такие вещи, как инфляция или ставки, необходимо ориентироваться на рыночные инструменты. От регулятора мгновенная реакция требуется только в случае резких шоков на валютном рынке, а такие случаются крайне редко.
Автор — главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора