На прошедшей неделе председатель правительства Михаил Мишустин поддержал проекты по созданию современных университетских кампусов в Томске и Екатеринбурге. Всего же в России до 2030 года по поручению президента должны появиться пять кампусов мирового уровня, которые будут включать в себя научные лаборатории, спортивные сооружения, креативные пространства и, разумеется, комфортные общежития, причем реализованы они будут не только за счет государства: 60% средств планируют выделить из бюджета, остальное — внебюджетные инвестиции. В общей сложности на реализацию проекта, например в Томске, в ближайшие четыре года направят 31 млрд рублей.
Вузовский сектор в России обладает крупным инфраструктурным комплексом, общая площадь которого — около 63 млн кв. м, что сопоставимо с размерами жилищного фонда некоторых российских регионов. Однако качество этой инфраструктуры до сих пор остается серьезным вызовом для привлекательности университетов. 16% учебно-лабораторных площадей требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. К тому же функциональные возможности многих помещений ограничены и не соответствуют современным требованиям к стандартам комфортного проживания, организации образовательной и научной деятельности. Наконец, обеспеченность учебно-лабораторными площадями вузов страны в среднем в два-три раза меньше, чем у ведущих зарубежных университетов.
Безусловно, важно отметить, что многие из зарубежных кампусов вузов создавались в пригороде, и это позже давало возможность расширять инфраструктуру, когда в этом появлялась необходимость. Для российских вузов, большая часть которых исторически возводились в центральных частях городов с высокой плотностью застройки, возможности для создания единых локализованных кампусов существенно ограничены.
Между тем инфраструктура университета остается одним из ключевых факторов привлекательности для студентов и преподавателей, а также потенциальных партнеров. Современные кампусы — обязательное условие для ведущих вузов, претендующих на глобальное лидерство. Все университеты — лидеры мировых академических рейтингов имеют привлекательные кампусы. Больше того, ведущие вузы мира рассматривают развитие студгородков как важнейшую часть своей стратегии конкурентоспособности. Например, набирает популярность такой формат, как кампус-туры, направленные на привлечение абитуриентов.
Но, несомненно, самое главное — наличие современного кампуса связано и с успехом образования студентов. Согласно результатам ряда исследований, проживающие в кампусах и в комфортной инфраструктурной среде в среднем показывают более высокие образовательные результаты. Другими словами, кампусы оказываются средой для расширения образовательного и внеучебного опыта студентов.
Исторически меняется и само наполнение понятия кампуса: вузам нужны не только помещения для лекций и общежитий, но и современные лаборатории и научно-исследовательская база, досуговая и спортивная среда, конференционные и выставочные залы, места для коллективной работы, арт-пространства и т.д. Наличие отдельных офисов для исследователей — также международный стандарт для университетов, позволяющий привлекать и удерживать талантливых научно-педагогических работников.
Также кампусы вузов способны стать мощным драйвером развития городов как за счет прямых экономических эффектов и сервисов для населения, так и благодаря формированию особой креативной и привлекательной среды. Известны примеры городского университета Нью-Йорка в районе Гарлем или Университета искусства, дизайна и архитектуры Аалто в районе Арабианранта города Хельсинки, когда именно университеты стали основным импульсом для оживления депрессивных территорий. Мегауниверситетский кампус в Гуанчжоу в Китае рассматривается как один из эффективных инструментов развития города: там появляется много студентов, они формируют живую привлекательную среду, которая создает инновации.
Подобные вызовы актуализируют вопросы развития университетской инфраструктуры в стране. Так, в июне 2021 года при реализации нацпроекта «Наука и университеты» Минобрнауки объявило конкурс для отбора вузов по созданию современных кампусов. Подобная программа становится одной из самых крупных в части поддержки университетской инфраструктуры в современной российской истории. Аналогичные проекты характерны и для других стран. Например, опыт Китая говорит о том, что первый этап так называемого Проекта 985, предполагающего поддержку ведущих вузов страны, был сосредоточен в значительной мере на строительстве и ремонте кампусов вузов, приведения инфраструктуры в соответствие с мировыми стандартами.
Отдельно стоит отметить, что программа направлена на поддержку проектов межвузовских кампусов, и это в свою очередь должно стимулировать формирование кооперативной университетской среды в городах и регионах. Также стоит надеяться, что в перспективе меры поддержки не ограничатся только созданием кампусов мирового уровня, ведь вопросы развития инфраструктуры — одни из важнейших для огромного количества университетов страны.
Кроме того, важно, чтобы при строительстве современных кампусов были учтены некоторые аспекты. Например, как правило, доступ населения в российские кампусы ограничен. Безусловно, пропускная система — важнейшая часть обеспечения безопасности образовательной организации. Но необходим и поиск новых форматов «открытия» отдельных частей кампуса для горожан, привлечения как минимум студентов и преподавателей других вузов.
К тому же пандемия меняет требования к функционированию кампусов. С одной стороны, очень важны физическая маршрутизация потоков студентов и преподавателей, изменения в системе организации проживания и оказания медицинской поддержки. С другой стороны, вопросы развития цифровой инфраструктуры, расширения каналов связи, внедрения форматов совместного использования площадок несколькими вузами могут оставаться в фокусе внимания проектов поддержки вузов.
Ну и последнее. Изменения образовательных моделей также формируют новые требования к инфраструктуре — наличия трансформируемых пространств для разных видов деятельности, коворкингов, инновационной инфраструктуры, открытых пространств. Например, сейчас мировой тренд — сокращение количества крупных поточных лекционных залов. Им на смену приходят мультифункциональные гибкие пространства. Это означает, что проектирование кампуса должно отвечать общим приоритетам развития, которые ставят перед собой университеты.
Автор — заведующий лабораторией «Развитие университетов» НИУ ВШЭ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора