Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский БПЛА над Брянской областью
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Более половины самолетов для обработки сельхозземель и тушения пожаров могут оказаться вне закона. Поручение о разработке законопроекта, запрещающего их использование, дал руководитель Росавиации Александр Нерадько (соответствующее письмо есть в распоряжении «Известий»). Эти воздушные суда, по мнению авиавластей, не отвечают требованиям безопасности. Против выступила профильная ассоциация эксплуатантов: на рынке отсутствуют серийные самолеты по доступной цене. Запрет приведет к тому, что сельхозпроизводители потеряют значительную долю урожая и экспортной выручки, а изготовители техники — треть рынка. Выпуск российского серийного самолета Т-500 через несколько лет может начать «Ростех». На данный момент проект застрял на стадии разработки опытной партии таких воздушных судов.

Запрет на полеты

Ассоциация авиаработ попросила замминистра транспорта — главу Росавиации Александра Нерадько отказаться от введения запрета на использование единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС). Организация направила руководителю агентства соответствующее обращение (есть у «Известий»).

Ранее Александр Нерадько поручил главе департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светлане Петровой проработать законодательный запрет на использование ЕЭВС на авиаработах. Для этого необходимо внести поправки в п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса, говорится в поручении от 16 июня, с которым ознакомились «Известия».

О том, что инициатива Росавиации возникает не впервые, сказал «Известиям» источник в отрасли, знакомый с ситуацией.

— Раньше она носила характер устных рекомендаций или телеграмм главы Росавиации территориальным управлениям. Теперь речь идет об изменении федерального законодательства, — утверждает он.

Тем временем в Минтрансе и Росавиации говорят, что сегодня запрета на использование ЕЭВС на авиаработах нет. В ведомствах также утверждают, что законопроект о запрете ЕЭВС не разрабатывается.

— Данные ограничения могут устанавливаться только на законодательном уровне. Все законопроекты подлежат опубликованию на портале regulation.gov.ru для их общественного обсуждения, — отметили в пресс-службе Минтранса.

самолеты

Обломки самолета Epic LT, на борту которого находилась совладелица S7 Наталья Филева, Германия, 1 апреля 2019 года

Фото: Global Look Press/Xinhua

Впрочем, ранее Росавиация и комиссии по расследованию авиационных происшествий с ЕЭВС неоднократно обращали внимание на то, что такие самолеты превратились в средство ухода от процедур поддержания летной годности и безопасной эксплуатации. Об этом, в частности, было сказано в докладе замглавы Росавиации Олега Сторчевого в октябре 2018 года на заседании общественного совета при агентстве.

Крушения ЕЭВС действительно происходят регулярно. Но, как правило, речь идет о частных самолетах, не выполняющих авиационные работы. Самой громкой катастрофой последнего времени стало крушение в марте 2019 года самолета Epic LT RA-2151G совладелицы S7 Наталии Филевой в Германии. Все находившиеся на борту погибли. В апреле 2019 года в Хабаровском крае разбился спортивный Як-18С, служивший для первоначального обучения пилотов. А в июне 2016 года в Алтайском крае потерпел крушение частный двухместный самолет A-33-011 RA-0818G, на котором в тот момент находился местный предприниматель Александр Акентьев. Причиной, по данным МАК, стали утомление и неподготовленность пилота.

Впрочем, есть инциденты и с самолетами сельскохозяйственной авиации. Так, 13 июля в Нижегородской области разбился Ан-2 компании «Зевс-Авиа», выполнявший сельхозработы. В результате падения погиб один член экипажа, второй получил ожог 60% поверхности тела. По предварительной версии следствия, самолет перед падением мог задеть провода ЛЭП.

Покрыли рынок

Сегодня ЕЭВС выполняют 80–90% авиахимических работ и 52% работ по защите и охране лесов. Остальную часть проводят серийные самолеты. В ассоциации говорят, что в России отсутствуют серийные суда со сходными с ЕЭВС техническими и экономическими характеристиками.

ЕЭВС отличаются от серийных судов более простыми правилами сертификации, объясняет исполнительный директор Ассоциации авиаработ Вадим Цыганаш.

— В России в подавляющем большинстве случаев их, как и во всем мире, производят профессиональные инженеры, основываясь на признанных международных стандартах создания авиационной техники, на предприятиях, которые не могут пройти процедуры полной сертификации производства из-за недостаточного объема продаж, — отметил он.

самолеты

Самолет Х-32 «Бекас»

Фото: commons.wikimedia.org

По оценке ассоциации, в России сегодня работают 4,5–5 тыс. ЕЭВС. Среди наиболее востребованных — СП-30 (легкий двухместный самолет производства «КБ Спектр-Аэро») и Х-32 «Бекас» (легкий многоцелевой самолет харьковской фирмы «Лилиенталь»). По словам главы ассоциации, в хороший год эксплуатанты покупают 30–40 ЕЭВС. В последние годы объемы закупок упали из-за снижения рентабельности авиаработ.

В случае введения запрета на эксплуатацию ЕЭВС сельхозпроизводители потеряют часть валютной выручки (зерно, выращиваемое с использованием химобработки, идет на экспорт), считает Вадим Цыганаш. На 6–7 млн га обрабатываемой земли урожайность упадет на 20%. По подсчетам ассоциации, потери могут составить около 30 балкеров-зерновозов, или 600 тыс. т зерна в год. Охрана и защита лесов сократится на треть из-за замены на более дорогие в эксплуатации типовые суда. Объем потерь коммерческой древесины составит до 12 млрд рублей в год. А производители ЕЭВС потеряют около трети рынка (две трети приходится на авиацию общего назначения), что приведет к падению качества сборки и снижению безопасности полетов.

Единственный проект

В России существует единственный проект производства серийных сельскохозяйственных самолетов — Т-500 в Татарстане. Воздушное судно разработано казанским ООО «Фирма «МВЕН» при поддержке ОНПП «Технология» (входит в госкорпорацию «Ростех»). «Ростех» в 2018 году заказал 10 Т-500, но в начале 2020-го в госкорпорации заявили, что МВЕН не уложился в сроки и внес изменения в конструкцию, поэтому теперь самолеты невозможно использовать без изменения в сертификате типа.

7 июля «Аэропрактика» (связана с «Ростехом») потребовала признать МВЕН банкротом. В ОНПП «Технология» отметили, что для выполнения контракта предоставили компании авансы, комплектующие и материалы на сумму более 200 млн рублей.

— В суд направлено ходатайство о применении обеспечительных мер в отношении имущества должника, к которому относятся денежные средства на счетах (если имеются), недвижимость, права собственности, в том числе интеллектуальные — патенты. Патенты, указанные в ходатайстве, не относятся к самолетам МВ-500, Т-500. Передача сертификата типа на самолет невозможна, — сообщили «Известиям» в ОНПП.

самолеты

Самолет Т-500

Фото: youtube.com

Руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Алина Хамматова отметила, что получить исключительные права на производство Т-500 в случае банкротства МВЕН можно только через торги. Все права до момента прекращения хозяйственной деятельности будет осуществлять МВЕН. С момента подачи иска о банкротстве до начала торгов может пройти полтора года. Структурам «Ростеха», в случае получения прав на Т-500, придется оформлять отдельный сертификат на его производство.

Но в ОНПП всё же сохраняют планы на производство судов для сельхозавиации. Потребность в таких самолетах в России оценивается в 900 машин. Строительство их сборочного производства стоимостью 2 млрд рублей на данный момент не запущено, ведется оформление земельного участка в Татарстане. Источники «Известий» в отрасли говорят, что Т-500 существенно дороже несерийных аналогов: один самолет стоит 12 млн рублей при цене «Бекаса» в 3 млн рублей.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает инициативу по запрету эксплуатации ЕЭВС на авиаработах неоднозначной. С одной стороны, работающие «в серую» эксплуатанты зачастую имеют комплекс нарушений — от проблем с документами пилотов до отсутствия заявок на выполнение полетов. Ситуация приводит к частым катастрофам, поэтому запрет таких судов может снизить количество авиапроисшествий.

Впрочем, с другой стороны, есть риск того, что последние ЕЭВС уйдут в серую зону. Это не только не снизит уровень аварийности в сегменте авиаработ, но и может нанести экономический ущерб отрасли, считает эксперт.

Прямой эфир