Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Бомбы преткновения

Журналист Виктор Литовкин — о перспективах полного запрещения ядерного оружия крупнейшими мировыми державами
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Нью-Йорке, в штаб-квартире Организации Объединенных Наций проходят межправительственные переговоры представителей 115 стран мира. Речь идет о разработке конвенции по запрещению и полной ликвидации ядерного оружия. Встреча носит оттенок скандальности. Дело в том, что на форум, призванный избавить человечество от самого страшного оружия разрушения и уничтожения, не прибыли представители ни одной из держав официального ядерного клуба — России, США, Франции, Великобритании и Китая, а также так называемых неофициальных ядерных государств — Индии, Пакистана, КНДР и Израиля. 

Более того, там нет и представителей Японии, единственной в мире страны, на собственном трагическом опыте ощутившей катастрофическую силу этого оружия массового поражения. Генеральный секретарь кабинета министров Страны восходящего солнца Ёсихидэ Суга заявил о бессмысленности таких переговоров без государств — обладателей ядерного оружия. Тем не менее переговоры идут, и конвенция по запрещению ядерного оружия, по всей видимости, будет поддержана подавляющим большинством членов ООН.

Интересно, что за несколько дней до начала переговоров в Нью-Йорке в тех же Соединенных Штатах, но уже в столице — Вашингтоне состоялась презентация совместной книги Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative, США) «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм». 

Видные мировые политики и крупнейшие ученые, среди которых сенаторы Сэм Нанн и Владимир Лукин, бывшие министры обороны Великобритании Дес Браун и США Уильям Перри, академик РАН Николай Лаверов, доктора наук Вячеслав Кантор, Ханс Бликс, Владимир Дворкин и другие, в отличие от собравшихся в ООН, предложили постепенный и последовательный путь избавления человечества от угрозы ядерного катаклизма через сотрудничество ведущих государств, обладающих такими арсеналами, сокращение их под жестким контролем и недопущение попадания ядерных материалов в руки непредсказуемых экстремистов и террористов.

Ядерные и ракетные испытания Северной Кореи, нарушающие бесчисленное количество резолюций Совета Безопасности ООН, беспокоящие и даже раздражающие всех ее соседей, не только Южную Корею и Японию, но даже Россию и Китай, служат одной цели — демонстрации того, что агрессия против существующего в КНДР режима может привести к таким последствиям, которые будут долго аукаться как Сеулу и Токио, так и размещенным в этих странах американским войскам. 

Лидер северян Ким Чен Ын прекрасно знает и помнит, что случилось с Саддамом Хусейном и Муамаром Каддафи, у которых не было ядерного оружия, что происходит сегодня с Сирией, у которой его тоже нет, и ему конечно же не хочется повторения подобной судьбы. 

Но и мириться с ядерными амбициями Пхеньяна тоже невозможно. 

Они могут привести не только к большой беде, считают эксперты Люксембургского форума, но и к разрушению режима нераспространения ядерного оружия. Пренебрежительное отношение КНДР к резолюциям Совета Безопасности ООН может стать дурным примером и для других «пороговых» государств и даже к попаданию ядерных материалов в руки террористов, что допустить совершенно невозможно.

Предотвратить подобное развитие событий, утверждали в Вашингтоне, можно только в тесной координации и сотрудничестве таких стран, как Россия, США и Китай. Но при предыдущей администрации Соединенных Штатов этого не получалось. Президент Барак Обама, получивший Нобелевскую премию мира за обещание избавить мир от угрозы ядерной катастрофы, а также члены его команды сделали все возможное и невозможное, чтобы разрушить складывавшийся десятилетиями переговорный процесс между Вашингтоном и Москвой по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, который прервался после подписания Пражского договора по СНВ. 

Они поставили под сомнение выполнение еще одного крупнейшего соглашения между нашими странами — Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 года. Причины всего этого известны — развертывание системы ПРО США в Румынии и Польше, беспрецедентное расширение НАТО к границам России, создание на наших рубежах потенциала агрессии с тяжелой американской боевой техникой, объявленный против нас санкционный режим и организованная Вашингтоном разнузданная антироссийская информационно-пропагандистская вакханалия в американских и западных СМИ.

В этих условиях ни о каких переговорах по взаимному сокращению и ограничению ядерных вооружений, а также о сотрудничестве по предотвращению распространения оружия массового поражения и контролю за ним речи быть не могло. Сегодня, как считают эксперты, когда к власти в США пришла новая администрация, появилась небольшая надежда, что наши отношения могут перейти в равноправный и прагматичный диалог, способный предотвратить негативное развитие событий как на Корейском полуострове, так и на Ближнем Востоке. В том числе и подвести к новому раунду переговоров о дальнейшем сокращении о ограничении стратегических наступательных вооружений и не только их. По крайней мере о такой возможности недавно высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая перед слушателями Военной академии Генерального штаба. Правда, при этом он добавил такую фразу: если будут сняты препятствия для этого.

Что это за препятствия, министр расшифровывать не стал. Думается, они понятны и без этого.

А что касается принятия конвенции о полном запрещении ядерного оружия, то она, видимо, не станет ни для кого из ядерных государств руководством к действию. Примерно такая же история произошла и с Конвенцией по запрещению противопехотных мин, и с Конвенцией по запрещению применения неизбирательных видов оружия в городах и поселках... Вспомним Алеппо и Пальмиру, где террористы запрещенной в нашей стране ИГИЛ заминировали чуть ли не каждый камень и каждый источник воды. Вспомним батальоны украинских националистов, которые обстреливают реактивными системами залпового огня «Град» и «Смерч» города и поселки Донбасса, убивая и калеча мирных жителей. Те, кто принимал и подписывал эти конвенции, почему-то не обращают никакого внимания на подобные скандальные факты.

Но западные двойные стандарты — тема совсем другого размышления.

Автор — журналист, военный обозреватель ТАСС


Прямой эфир