Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Выборы будущего

Политолог Дмитрий Абзалов — о том, как обеспечить явку на президентских выборах и активизировать электорат
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Основным целевым показателем президентской кампании 2018 года в России обозначена легитимность. Это предполагает в первую очередь высокую явку (50–70%) электората. Поэтому первая задача — увеличить явку по сравнению с парламентскими выборами 2016 года (47,88%). На последней президентской кампании в 2012 году явка составила 65,34%.

Кто не ходит на выборы? И как можно использовать опыт Brexit, президентской кампании в США и Big Data для решения поставленной задачи? 

В основном наименее активный избиратель сосредоточен в крупных городах. Самое большое падение явки на парламентских выборах продемонстрировали именно городские агломерации. Так, в столице показатель просел с 61,7 до 35,2%. С учетом того, что в Москве было зарегистрировано 7,3 млн избирателей, Первопрестольная недосчиталась 1,9 млн человек на выборах. Всего же явка в 2016 году сократилась на 15 млн по сравнению с парламентскими выборами 2011-го и на 20 млн по сравнению с президентскими выборами. Более 70% этого сокращения дали города.

Большая часть не голосующих в городе — молодежь, и это — основной ресурс увеличения явки. Формально к этой возрастной группе относится сегмент 18–34 года. В 2016 году он составил 26 млн человек. Однако в действительности возрастные границы этой группы значительно шире: электоральное поведение и образ жизни «молодежи» в крупных агломерациях уже заходит в сегмент 35–39 лет, а это еще 8,5 млн горожан. Всего получается 34,5 млн. Даже если привести на избирательные участки половину не пришедших на последние парламентские выборы представителей этого сегмента, можно получить явку, сопоставимую с последними президентскими выборами, и выполнить первую задачу кампании, получив мобилизацию «50%+». Основной вопрос — как мобилизовать этот стратегический электорат?

Международный опыт подсказывает, что ключ к мобилизации — новые лица. Трамп и Сандерс в США, Ле Пен и Макрон — во Франции не являются системными политиками. Они либо испытывали жесткое давление со стороны партийного руководства (Трамп и Сандерс), либо шли от несистемных партий или движений (Ле Пен и Макрон). Запрос на новые лица в президентской кампании России будет реализовываться не столько на уровне кандидатов (несмотря на то, что лидеры КПРФ и СР пока на выборы не собираются и готовят партийные замены), сколько на уровне команд или доверенных лиц. Именно они в регионе отождествляются с властью и будут защищать повестку первого лица. Их готовность к публичной и состязательной защите повестки президента станет определяющей для кампании. «Команда президента» — важный фактор оценки эффективности власти и формирования эмоциональной привязки к лидеру.

Персонификация сетевых коммуникаций — еще одно направление мобилизации в этом городском сегменте. Уровень проникновения интернета в этой возрастной группе превышает 80%. Причем более 50% заходят в Сеть в основном с мобильных устройств, а не со стационарных точек. Более 90% этого сегмента имеют аккаунт хотя бы в одной из трех социальных сетей — Facebook, «ВКонтакте» или «Одноклассниках». Именно социальные сети являются основой для сетевого таргетирования политических коммуникаций, так называемого «микротаргетинга», основанного на Big Data. Последний активно использовался на американских выборах командой Трампа, а также на референдуме сторонниками Brexit.

Например, человек увлекается животными или работает в космическом сегменте — повестка может быть нацелена на него (что конкретно политик сделал и предлагает сделать в этих сферах). Мобилизационный эффект «микротаргетинга» в сегменте «городской молодежи» очень высок. А по мере роста проникновения интернета и компьютерной грамотности в остальных возрастных группах его эффект будет расти. Особенно высокие показатели мобилизации можно получить в сегменте «60+», где уровень доверия социальным сетям (например, «Одноклассникам») намного выше, чем в других группах.

Вторая задача кампании — не только привести новых избирателей, но и не растерять ядерный электорат первого лица. Уровни поддержки президента достаточно высоки. Необходимо эффективно конвертировать политический вес в результаты на избирательных участках.

Традиционных инструментов мобилизации электората — партийных — явно недостаточно. Ее потолок продемонстрировали прошедшие парламентские выборы.  С учетом того, что основной повесткой-2018 станут социально-экономические вопросы (уже сейчас в оперативной социологии они превалируют над международными и внутриполитическими темами), именно под них необходимо затачивать работу региональных и федеральных штабов.

С точки зрения электорального ресурса для небольшого региона эффект закрытия завода с потерей более 5 тыс. рабочих мест (с учетом семей — от 10 до 15 тыс. граждан) может оказаться выше всех информационных движений губернаторов, включая имиджевые интервью и отчеты об инвестициях. Пирамиду Маслоу еще никто не отменял, и, если вопрос касается базовых потребностей (одежда, пища, жилище — безопасность), которые связаны именно с зарплатой, люди обязательно выскажут свое недовольство на избирательном участке.

В основе президентской кампании 2018 года будет лежать новая повестка. Ее персонифицированный характер, новые проводники на местах и инструменты предупреждения социально-экономических рисков лягут в основу нового подхода. Это очень тернистый и долгий путь публичной мобилизационной кампании, но все сильные открытые политические системы идут именно им. Пройдем и мы...


Автор — президент Центра стратегических коммуникаций

Прямой эфир