Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Спекуляции на рубле

Журналист Анна Каледина — о том, что происходит с российской валютой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Февраль. И дни стали длиннее, и рубль крепче, особенно на минувшей неделе. И если увеличение светового дня — в рамках природных законов, то отечественная валюта вела себя вопреки законам логики. 

Помню, когда работала в одной газете, часто по утрам наблюдала двух сотрудников отдела финансов, которые играли в угадайку: вырастет доллар или упадет? «А на что больше будет ругаться Вадим (их начальник)?» — пришел однажды один из них к открытию универсальной формулы. Казалось бы, в начале февраля, когда стало известно о том, что Центробанк будет месяц закупать валюту для Минфина в объемах по 6,3 млрд рублей в день, сомнений в направлении курса не оставалось. В лучшем случае на поддержке предстоящего налогового периода  наша валюта должна была удержаться на месте, в худшем — ослабеть.

Но нет. Всем ожиданиям назло рубль начал укрепляться и так преуспел в этом, что аналитики, которые предсказывали ослабление рубля, если не поседели, то изрядно удивились. И начали с энтузиазмом искать причины такого парадоксального явления.

Версий было много. Консенсус нашли — влияние иностранных валютных спекулянтов, которые решили заработать на том, что в России сейчас достаточно высокий уровень ставок. И кто бы мог их упрекнуть? Ведь регулятор еще в начале осени прошлого года не просто намекнул, а практически прямым текстом заявил, что снижать ключевую ставку не будет. В лучшем случае в I квартале 2017-го. То есть самое время состричь последние купоны.

В памяти всплывает девальвация 2008–2009 годов, которая впервые была объявленной. В определенный момент она началась, о чем сообщил ЦБ, в определенный — закончилась. Да, это помогло сохранить резервы. Но не только. Разве могли российские банки упустить возможность и не поиграть на совершенно прогнозируемом тренде? Не могли, естественно. И заработали на этом, как оценило тогда Агентство по страхованию вкладов, 800–900 млрд рублей. 

Вот и сейчас, что неудивительно, нашлись желающие поиграть на валютном курсе. Пока аналитики ломали головы в поисках «виновников» побед рубля, регулятор сам указал на них в последнем обзоре банковской ликвидности. Правда, особенно на это внимание не обратили. Видимо, так читают многочисленные и весьма интересные документы ЦБ. 

В январе 2017 года, сообщил Центробанк, ситуация с валютной ликвидностью улучшилась. И пояснил, что частично это могло быть связано с поступлением иностранной валюты в банковский сектор от зарубежных инвесторов, купивших акции «Роснефти» в рамках приватизации. «В этих условиях отдельные крупные банки значительно увеличили рублевые заимствования на рынке валютных свопов. В свою очередь, банки-нерезиденты сократили размещение на этом рынке», — пояснил ЦБ.

Ну вот и разобрались. Не мифические иностранные, а свои, можно сказать, родные, отечественные, отдельные крупные банки. Вздохнули с облегчением. Все в дом, как говорится.

Но знаете, что поразило в этой ситуации? Почему укрепление рубля, пусть нелогичное и назло всем обстоятельствам, было воспринято если не с враждебностью, то с изрядной долей негатива? Отовсюду послышались стоны. Например, глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что укрепление рубля не катастрофа, конечно, но удар по отечественной экономике. Минпромторг обнародовал данные о том, какой курс считает наша промышленность приемлемым для своего развития — 65 рублей. 

Нет, понятно, что им крепкий рубль не на руку. Но адекватна ли реакция самому укреплению. Во-первых, к доллару, например, наша валюта подорожала менее чем на 4%, что явно недостаточно для того, чтобы сильно повредить промышленности, убить зарождающееся импортозамещение. Во-вторых, той же промышленности сильный рубль может быть и на пользу. В плане закупок техники и оборудования за рубежом, к примеру.

Как ни странно, но именно рубль может с вызовом произнести: не червонец, чтобы всем нравиться. Поскольку любое его движение, особенно достаточно резкое, чревато недовольством. Слабеет, так стонут импортеры и население, укрепляется — экспортеры, производители, бюджет. Но, пожалуй, именно дорожающая отечественная валюта раздражает большее количество фигурантов.

Стойкими поклонниками укрепления, похоже, остаются лишь граждане. И не потому, что часто ездят за рубеж или имеют значительные сбережения в иностранной валюте. Просто людям, с одной стороны, комфортней с крепким рублем, с другой — в понимании обывателя, подорожание доллара и евро неизбежно оборачивается ростом цен в магазинах. 

Впрочем, и внимание аудитории многолетнего сериала «Курс рубля» иссякло. Как показал недавний опрос ФОМа, перипетии сюжета все реже заставляют людей тянуться к корвалолу. Всего 16% опрошенных заявили, что переживают из-за колебаний курсов. Еще год назад таких было 29%. И это очень показательное снижение. Хотя 57% человек продолжают следить за курсом, его движение уже не слишком отражается на их нервных клетках. Почти половина опрошенных (49%) заявили, что колебания или вовсе не влияют, или влияют слабо. Больше половины уверены, что рост курса рубля полезней для экономики и он будет укрепляться. 

Отнюдь. Рубль, конечно, полон сюрпризов, бывает непредсказуемым, но при этом он еще и послушный, невзирая на плавающий курс. Скажем, в минувшую пятницу министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что тенденция курса рубля носит краткосрочный характер, не связана с фундаментальными факторами и в ближайшее время будет некоторое ослабление рубля, а потом его стабилизация. И как отреагировал виновник торжества? Тут же упал более чем на 60 копеек. 

И это, как принято говорить, не предел. Аналитики говорят, что к маю мы увидим доллар по 64 рубля. Эффект от приватизационной сделки уйдет, во II квартале могут проявиться последствия от закупок валюты для Минфина, платежный баланс будет не в столь хорошей форме. Да и внешние факторы не дремлют. Уже очень скоро новый президент США Дональд Трамп должен объявить о налоговой реформе. В случае если перемены будут существенными, то это поддержит доллар. Как и предстоящие в этом году повышения ставки Федрезервом. А наш ЦБ, возможно, снизит ставку, что тоже сыграет не на стороне рубля. В общем, как отметил Максим Орешкин, фундаментально оснований для укрепления нашей валюты нет.

Прямой эфир