Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Учителю школы мало

Учитель литературы Антон Скулачев — о самосовершенствовании и новых возможностях для современных преподавателей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Я преподаю литературу в одной из лучших российских гимназий. Мне повезло: работаю с десятым классом, где учатся очень мотивированные дети, победители всероссийских и региональных олимпиад. У них серьезная филологическая подготовка. Но в какой-то момент я понял — для саморазвития мне этого мало. Для учителя плохо, когда он закрывается в школе, начинает делать изо дня в день одно и то же, привыкает к аудитории и уже не способен ориентироваться на что-то другое. Однако сейчас существует множество возможностей для учителей расширить сферу своей деятельности, сделать процесс преподавания более убедительным, живым и интересным для слушателей, найти новые методики работы с детьми.

Например, в Москве и других городах России сейчас активно развиваются частные образовательные проекты для взрослой аудитории, куда в качестве лекторов приглашают учителей. Это прекрасная возможность для школьного педагога расширить свой горизонт, сменить традиционное восприятие собственной деятельности и найти новые подходы. Именно в поисках новых методов работы с детьми я решил принять этот вызов и согласился читать по вечерам лекции о литературе. Кстати, я еще веду кружок в третьем классе, так что одновременно работаю со всеми возрастными группами.

В рамках частного образовательного проекта преподаватель должен напоминать и разъяснять взрослым слушателям самые азы, основы основ, которые они уже успели забыть. В работе с детьми этого часто не требуется, потому что базовые вещи они сами усвоили не так давно. Но это может стать и большой проблемой для школьного учителя. Ведь работая с детьми, он должен каждый раз рефлексировать вместе с учениками. В этом смысле лекции — как раз хороший способ найти новые подходы к тому, как объяснять самые простые вещи. Это очень полезно для учителя, потому что, работая по одной программе из года в год, в какой-то момент он приходит к выводу, что уже все знает. 

Тут-то и кроется главная опасность. 

Если мы работаем с детьми, нам не должно быть все ясно и понятно заранее, мы должны каждый раз заново формулировать базовые вещи, искать лучшие формы подачи материала.

На лекции приходят взрослые люди, которые работают в сферах, совершенно не связанных с литературой. Конечно, у них есть собственный внутренний запрос на получение дополнительного образования, на саморазвитие, но я, как учитель, понимаю: это не самое главное, что привлекает людей. Основной интерес проявляется тогда, когда разговор о литературе переходит в обсуждение чего-то существенного, насущного, того, что волнует каждого.

Сегодня людям действительно интересно и важно говорить про жизненные ценности и ориентиры, про базовые смыслы, размышлять о глубинных вещах — я всегда чувствую это по репликам и вопросам аудитории. Понятно, что люди устают от рутины, целыми днями работая в офисе, им важно переключиться с нее на что-то, наполненное смыслом. Как говорит один мой коллега, литература — это возможность выйти из привычной колеи жизни и попасть в сферу настоящего.

Однако и само учительское сообщество сейчас бурно развивается. Создаются частные объединения педагогов для обмена опытом. В крупных городах — Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге — проводятся фестивали и конференции, которые служат открытым пространством для профессионального развития. В Москве проходят «Свободные встречи учителей» два раза в год. Самые разные группы педагогов потянулись друг к другу. Люди прилетают в столицу из Новосибирска, Южно-Сахалинска буквально на полдня только ради этих встреч, при том что это не официальные мероприятия, организованные «по указке», а полностью частная инициатива. Учителя испытывают насущную потребность в том, чтобы собираться вместе, обсуждать новые неожиданные методики. 

Причем в фестивалях и конференциях активно участвуют не только молодые преподаватели, но и представители старшего поколения. Многие из них по мере возможности ездят по стране, делятся своим опытом и узнают что-то новое. Современному педагогу, независимо от возраста, интересно придумывать реальные вещи, которые можно применять на практике.

Если замкнуться в школьном мире и не смотреть по сторонам, есть опасность очень быстро превратиться в «училку», не интересную ученикам. Я совершенно не разделяю мнение о том, что у учителей скучная работа и на урок можно приходить с одним и тем же материалом. Наоборот, у нас очень увлекательная профессия. Урок, общение с учениками — бесконечно интересный, творческий процесс. И каждый раз разный. 

И еще вопрос, кто кому больше помогает развиваться.

Автор — член «Гильдии словесников», учитель литературы гимназии № 1514, лектор образовательного проекта Level One

Все мнения >>

Прямой эфир