Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Армия
Двоих летчиков потерпевшего аварию в Ставропольском крае самолета госпитализировали
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
На Украине уволили представителя оперативного командования «Юг» ВСУ Гуменюк
Мир
СМИ назвали взрывы в Исфахане результатом работы ПВО
Армия
Шойгу проинспектировал работу предприятия ОПК в Омской области
Мир
В «Хезболле» заявили о нежелании воевать с Израилем
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Несколько авиакомпаний изменили маршруты полетов над Ираном после атаки Израиля
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

«Маскарад» в Александринском музее

Режиссер Валерий Фокин воссоздал легендарный спектакль Всеволода Мейерхольда
0
«Маскарад» в Александринском музее
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фаворитом премиального марафона «Золотой маски» стал спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего».  Семь номинаций, включая «лучший спектакль» и «лучшего режиссера». Обозреватель «Известий» оценил шансы постановки Валерия Фокина как очень высокие.  

«Маскарад» Александринского театра будет в радость зрителю образованному, умеющему разгадывать театральные ребусы и включать воображение. Последнего потребуется немало. Потому как этот спектакль — двойное и даже тройное воспоминание. 

Правда, «воспоминание будущего» (Фокина, конечно же,  заботит дата «2017» и то, что случилось с нашей страной сто лет назад) — больше метафора, для пущей убедительности подкрепленная выстрелами в финале. В то время как «двойное» прошлое проработано в лицах и деталях.  

В феврале 1917-го  реформатор Всеволод Мейерхольд поставил лермонтовский «Маскарад», отдав тем самым дань  патетическому александринскому  стилю и его замечательному представителю Василию Каратыгину, первому Арбенину. Художник Александр Головин, вспомнив времена мирискусничества, с пассеистической страстью воссоздал как лермонтовскую эпоху, так и маскарады комедии дель арте.

Роскошный спектакль, обошедшийся казне в 300 тыс. руб. золотом, был бы чудо как хорош в благословенном тринадцатом году. Но сыгранный в феврале семнадцатого, был воспринят реквиемом по уходящей империи.

При всем богатстве посторонних смыслов Мейерхольд ставил литературный оригинал. Фокина же волнует мейерхольдовский спектакль, не текст. Весь бэкграунд драмы, развернутый в многочисленных диалогах, купирован. Остается спрямленный сюжет, из которого ясно, что герой приревновал жену к красавцу-кавалеграду, отравил и насладился сценой ее кончины. Плюс концептуальные  фразы («Несчастье будет с вами в эту ночь») и необходимые пояснения.

В начале второго акта Арбенин выходит на авансцену и доходчивым блогерским языком рассказывает современную историю. Его, примерного отца и мужа, обидела сука-жена, за что он ее задушил, расчленил, но вывезти не успел — полиция подоспела. Мораль налицо. Люди не изменились. Что романтическая драма, что современная трагикомедия пользуются одним материалом. Изменилась, говоря актерским языком, подача. Вот о ней и речь.

Для Фокина мейерхольдовский «Маскарад» — спектакль-музей, где в экспонатах все составляющие театрального действа: герои, играющие их актеры, декорации, костюмы, четыре роскошных занавеса, реквизит, сам Мейерхольд, выходящий на поклоны вместе с персонажами. Плюс императорский Александринский театр, чей зал появляется на заднике в кадрах архивной кинопленки.  

 В 1917-й зрителя уносит поезд времени. Под перестук колес выходит человек в черном плаще, достает из пакета венецианскую маску-бауту и дает знак представлению. Из недр зеркального планшета поднимаются стеклянные витрины с коломбинами, арлекинами, дамами и кавалергардами. Танцуют, флиртуют, ссорятся, умирают и воскресают. Кто есть кто — неважно. Все оттуда, из семнадцатого года. Призраки, муляжи, фантомы. И голос, звучащий из динамиков, тоже фантом. Юрий Юрьев, исполнитель роли Арбенина.  

Этот легендарный актер и в Александринке 99-летней давности был, что называется, не в мейнстриме, а сегодня, когда актеры изъясняются бытовизмами, и вовсе анахронизм. Дмитрий Лысенков, нынешний Арбенин, имитирует его напевную манеру, будто удивляясь: что за чудо такое произношу? В зале постоянно смеются. Не ко времени этот романтический маньяк. Полного понимания и даже сочувствия герой Лысенкова достигает в вышеупомянутом монологе современного расчленителя. 

Не ко времени и эстетские занавесы Головина, и роскошный Вальс-фантазия Михаила Глинки, и романс Нины авторства Александра Глазунова. Конец прекрасной эпохи давно наступил. Поэтому, слушайте дорогие зрители, саундтрек Александра Бакши, где Глинка обрастает стуками, свистами, неопознанными шумами и скорбной темой «Вы жертвою пали». Впрочем, с тем, что жертвой здесь пал целый культурный пласт, я бы не согласилась. Уже то, что он воссоздан с такой любовью, говорит о его необыкновенной витальности. 

Комментарии
Прямой эфир