Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд вынес решение в пользу Долиной по искам певицы и покупательницы ее квартиры
Армия
ВС России освободили населенный пункт Гоголевка в Курской области
Мир
Власти Таиланда классифицировали землетрясение как крупномасштабное бедствие
Мир
МЧС РФ направило в Мьянму два самолета для ликвидации последствий землетрясения
Экономика
В ЦБ РФ указали на рост эмиссии карт «Мир» в 1,4 раза за 2024 год
Мир
Трамп заявил о планах США оказать Мьянме помощь в связи с землетрясением
Мир
Путин выразил премьеру Мьянмы соболезнования в связи с землетрясением
Мир
Рубио заявил о намерении реорганизовать USAID к 1 июля
Мир
Reuters сообщило об увольнении оставшихся сотрудников USAID в июле и сентябре
Мир
Совет директоров МВФ одобрил выделение Украине транша в размере $400 млн
Мир
В ЕС заявили о планах ограничить импорт сельхозпродукции с Украины с июня
Мир
В МИД Ирана сообщили о прошедших переговорах с Европой по ядерной программе
Спорт
Футболисты клуба «Крылья Советов» обыграли «Локомотив» со счетом 5:1 в матче РПЛ
Мир
Гуцул назвала возбужденное против нее дело политическим
Мир
В Таиланде зарегистрировали более 50 афтершоков после землетрясения в Мьянме
Мир
Вэнс уличил власти Дании в неспособности обеспечить защиту Гренландии
Мир
В Молдавии приостановили лицензию телеканала TVC21
Общество
Суд вынес решение в пользу Долиной по искам певицы и покупательницы ее квартиры
Армия
ВС России освободили населенный пункт Гоголевка в Курской области
Мир
Власти Таиланда классифицировали землетрясение как крупномасштабное бедствие
Мир
МЧС РФ направило в Мьянму два самолета для ликвидации последствий землетрясения
Экономика
В ЦБ РФ указали на рост эмиссии карт «Мир» в 1,4 раза за 2024 год
Мир
Трамп заявил о планах США оказать Мьянме помощь в связи с землетрясением
Мир
Путин выразил премьеру Мьянмы соболезнования в связи с землетрясением
Мир
Рубио заявил о намерении реорганизовать USAID к 1 июля
Мир
Reuters сообщило об увольнении оставшихся сотрудников USAID в июле и сентябре
Мир
Совет директоров МВФ одобрил выделение Украине транша в размере $400 млн
Мир
В ЕС заявили о планах ограничить импорт сельхозпродукции с Украины с июня
Мир
В МИД Ирана сообщили о прошедших переговорах с Европой по ядерной программе
Спорт
Футболисты клуба «Крылья Советов» обыграли «Локомотив» со счетом 5:1 в матче РПЛ
Мир
Гуцул назвала возбужденное против нее дело политическим
Мир
В Таиланде зарегистрировали более 50 афтершоков после землетрясения в Мьянме
Мир
Вэнс уличил власти Дании в неспособности обеспечить защиту Гренландии
Мир
В Молдавии приостановили лицензию телеканала TVC21

«Маскарад» в Александринском музее

Режиссер Валерий Фокин воссоздал легендарный спектакль Всеволода Мейерхольда
660
«Маскарад» в Александринском музее
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фаворитом премиального марафона «Золотой маски» стал спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего».  Семь номинаций, включая «лучший спектакль» и «лучшего режиссера». Обозреватель «Известий» оценил шансы постановки Валерия Фокина как очень высокие.  

«Маскарад» Александринского театра будет в радость зрителю образованному, умеющему разгадывать театральные ребусы и включать воображение. Последнего потребуется немало. Потому как этот спектакль — двойное и даже тройное воспоминание. 

Правда, «воспоминание будущего» (Фокина, конечно же,  заботит дата «2017» и то, что случилось с нашей страной сто лет назад) — больше метафора, для пущей убедительности подкрепленная выстрелами в финале. В то время как «двойное» прошлое проработано в лицах и деталях.  

В феврале 1917-го  реформатор Всеволод Мейерхольд поставил лермонтовский «Маскарад», отдав тем самым дань  патетическому александринскому  стилю и его замечательному представителю Василию Каратыгину, первому Арбенину. Художник Александр Головин, вспомнив времена мирискусничества, с пассеистической страстью воссоздал как лермонтовскую эпоху, так и маскарады комедии дель арте.

Роскошный спектакль, обошедшийся казне в 300 тыс. руб. золотом, был бы чудо как хорош в благословенном тринадцатом году. Но сыгранный в феврале семнадцатого, был воспринят реквиемом по уходящей империи.

При всем богатстве посторонних смыслов Мейерхольд ставил литературный оригинал. Фокина же волнует мейерхольдовский спектакль, не текст. Весь бэкграунд драмы, развернутый в многочисленных диалогах, купирован. Остается спрямленный сюжет, из которого ясно, что герой приревновал жену к красавцу-кавалеграду, отравил и насладился сценой ее кончины. Плюс концептуальные  фразы («Несчастье будет с вами в эту ночь») и необходимые пояснения.

В начале второго акта Арбенин выходит на авансцену и доходчивым блогерским языком рассказывает современную историю. Его, примерного отца и мужа, обидела сука-жена, за что он ее задушил, расчленил, но вывезти не успел — полиция подоспела. Мораль налицо. Люди не изменились. Что романтическая драма, что современная трагикомедия пользуются одним материалом. Изменилась, говоря актерским языком, подача. Вот о ней и речь.

Для Фокина мейерхольдовский «Маскарад» — спектакль-музей, где в экспонатах все составляющие театрального действа: герои, играющие их актеры, декорации, костюмы, четыре роскошных занавеса, реквизит, сам Мейерхольд, выходящий на поклоны вместе с персонажами. Плюс императорский Александринский театр, чей зал появляется на заднике в кадрах архивной кинопленки.  

 В 1917-й зрителя уносит поезд времени. Под перестук колес выходит человек в черном плаще, достает из пакета венецианскую маску-бауту и дает знак представлению. Из недр зеркального планшета поднимаются стеклянные витрины с коломбинами, арлекинами, дамами и кавалергардами. Танцуют, флиртуют, ссорятся, умирают и воскресают. Кто есть кто — неважно. Все оттуда, из семнадцатого года. Призраки, муляжи, фантомы. И голос, звучащий из динамиков, тоже фантом. Юрий Юрьев, исполнитель роли Арбенина.  

Этот легендарный актер и в Александринке 99-летней давности был, что называется, не в мейнстриме, а сегодня, когда актеры изъясняются бытовизмами, и вовсе анахронизм. Дмитрий Лысенков, нынешний Арбенин, имитирует его напевную манеру, будто удивляясь: что за чудо такое произношу? В зале постоянно смеются. Не ко времени этот романтический маньяк. Полного понимания и даже сочувствия герой Лысенкова достигает в вышеупомянутом монологе современного расчленителя. 

Не ко времени и эстетские занавесы Головина, и роскошный Вальс-фантазия Михаила Глинки, и романс Нины авторства Александра Глазунова. Конец прекрасной эпохи давно наступил. Поэтому, слушайте дорогие зрители, саундтрек Александра Бакши, где Глинка обрастает стуками, свистами, неопознанными шумами и скорбной темой «Вы жертвою пали». Впрочем, с тем, что жертвой здесь пал целый культурный пласт, я бы не согласилась. Уже то, что он воссоздан с такой любовью, говорит о его необыкновенной витальности. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением