Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Москве полицейские ликвидировали нарколабораторию
Мир
Лавров заявил о превышении Столтенбергом полномочий из-за слов об ударах по РФ
Мир
МИД Абхазии назвал популистским заявление Кобахидзе о планах вернуть республику
Общество
Суд оставил генерал-майора Попова в СИЗО
Политика
Комитет ГД одобрил штрафы до 600 тыс. рублей за пропаганду наркотиков
Мир
Латвия выдала 34 указания на выезд не подавших документы на ВНЖ россиян
Общество
Москву в ближайшие дни «закружит» тополиная метель
Мир
Гуцул заявила о своей невиновности по делу о финансировании партии
Авто
Комитет Госдумы одобрил законопроект о штрафах для электросамокатчиков
Мир
ФБР расследует пропажу сотен артефактов из Британского музея
Мир
Комитет парламента Грузии преодолел вето президента на закон об иноагентах
Мир
Путин назвал впечатляющими темпы развития экономических связей РФ и Узбекистана
Общество
Нанесший 60 ножевых ударов девушке молодой человек расплакался в суде в Самаре
Мир
В НАТО потребовали от Столтенберга ясности по поводу фонда в €100 млрд для Киева
Политика
В Госдуме отреагировали на планы ЕС провести саммит по Украине с участием России
Мир
В Израиле начали расследование гибели людей при ударе по лагерю беженцев в Рафахе
Экономика
Стало известно об увеличении Евросоюзом закупок железа, стали и алюминия из РФ

«У Алексиевич не женская проза, суровая, как война»

Владимир Войнович, Марина Разбежкина, Борис Пастернак и Елизавета Александрова-Зорина поздравляют Светлану Алексиевич с Нобелевской премией
0
«У Алексиевич не женская проза, суровая, как война»
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нобелевская премия по литературе за 2015 год присуждена белорусской писательнице Светлане Алексиевич. 8 млн шведских крон ($953 тыс.) она получит за свои «полифонические сочинения, памятник страданию и мужеству в наше время». Торжественная церемония вручения награды пройдет 10 декабря в Стокгольме.

Владимир Войнович, писатель

— Светлана — один из достойнейших писателей нашего времени. У нее не женская проза, суровая, как война. Ее проза документальная, но в силу изобразительности становится художественной, осязательной, трогающей. Для читателей это нелегкое чтение, кто привык к женским романам — эта проза для них не подходит. А для тех, кто хочет знать что-то об истории и о современном мире, это важное чтение. Нобелевскую премию получают заслуженно и незаслуженно. Много хороших писателей и без Нобелевских премий, например Владимир Набоков. В случае Светланы Алексиевич премия заслуженна. Она серьезно относится к своему дару и к своей миссии.

Борис Пастернак, главный редактор издательства «Время»

— Все получилось! Я был совершенно уверен, что это случится рано или поздно, и мне казались глупыми разговоры о том, что она по каким-то параметрам не подходит: то она недостаточно художественна, то чересчур политизирована... А она тем временем делала свою работу. Подумайте, какой гигантский труд! Она же 30 лет пахала, как папа Карло, и за это время написала всего пять книг. А у нас есть писатели, которые своим долгом считают выкладывать по одной книге в год, а то и по две, и считается, что это хорошо.
Труд Светланы Алексиевич не всегда адекватно оценивался. Поменялась страна, поменялся строй, менялось отношение к ней очень многих людей. Но эти люди были конъюнктурщиками, а она — нет. Слава Богу, что ей хватило сил, что она закончила свой многолетний труд, что начала новую работу.  

Да, кстати, тут многие спорят, куда отнести эту победу: в Белоруссию ли, В Россию ли... Мне кажется, сомневаться не приходится. Эта Нобелевка — в копилку русского языка. Светлана Алексиевич — русскоязычный писатель, и ее победа — это наша победа.  

Марина Разбежкина, режиссер документального кино

— Рада за Светлану. Ведь мы с ней, по сути, занимаемся одним делом: я —документальным кино, она — письменной документалистикой. Драма малого человека, который оказался вписан в большую историю вне собственного желания, — это наша тема. 

Но вот удивительно: если у нас довольно много документального кино, то в русской литературе Алексиевич чуть ли не единственная документалистка. О России можно написать огромное количество документальных романов и пьес, но никто этого не делает.

Я не знаю, почему. Может быть, документальные исследования — это непрестижно для русской литературы, которая занималась вымыслом, похожим на жизнь. Традиция документальной литературы не была уважаема и исчезла совсем в эпоху соцреализма. Но жизнь наша нуждается в документации гораздо больше, чем это есть сейчас. На Западе литература, подобная той, которую делает Светлана Алексиевич, очень востребована. И, я думаю, созрел читатель и в России. Мы доросли до Алексиевич. 

Елизавета Александрова-Зорина, писатель

— Об Алексиевич сегодня будет сказано много, в том числе немало критического. Российские писатели, умирая о зависти, начнут клеймить решение Нобелевского комитета как политическое. Безусловно, литературные премии почти всегда ангажированы, политизированы и необъективны. Нобелевская премия в том числе. Она не всегда дается за литературу: случается, что ее получает очень талантливый писатель, а бывает, что она достаётся тому, чье имя не стоит и упоминания. Присуждение Нобелевской премии Светлане Алексиевич, по каким бы соображениям ее не дали белорусской писательнице (политика, пол, тематика книг или бог знает что еще), — это высшая литературная справедливость и важное событие для Белоруссии и России. 

Сегодня, когда книги вторичны, а на первое место выходит медийность писателя, превратившегося в фигуру шоу-бизнеса, Светлана Алексиевич, не желающая играть по этим правилам, вызывает уважение как личность. Она находится вне российского литпроцесса и обходит стороной литературную тусовку, в которой премии присуждают не за талант, а за принадлежность к тусовке. Алексиевич долгое время оставалась за бортом российских премий, так что ее Нобелевка — это очередное подтверждение, как далеки российские премии от большой литературы. 

***

Алексиевич входила в число фаворитов нобелевской гонки с 2002 года. На протяжении 35 лет писательница создавала документальный цикл «Голоса утопии», посвященный истории «красного человека»: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Чернобльская молитва», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд».

Шведская академия была основана в 1786 году королем Густавом III по примеру французской для поддержки и развития шведского языка и литературы. В составе академии 18 членов, которые выбираются на свой пост пожизненно голосованием постоянных членов академии.

Комментарии
Прямой эфир