Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Год справедливости

Писатель Вадим Левенталь — об итогах года в области литературы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2014 году по понятным причинам было в общем не до литературы, но, как ни странно, именно тут уходящий год оказался особенно «тучным» или, лучше сказать, удачным. Потому что дело не только в том, что за год вышло довольно много хороших книг, хотя и в этом, конечно, тоже, а в том, что едва ли не все они получили свою заслуженную долю внимания.

Скажем, мало кто написал про посмертный сборник Виктора Топорова «Гражданский арест» — зато эту нетонкую книгу весь год исправно покупали; и я до сих пор рекомендую ее как лучший учебник новейшей отечественной истории.

«Завод «Свобода» Ксении Букши получил премию «Национальный бестселлер» — причем знаковое противостояние в суперфинале питерской красавицы и московского мастодонта Сорокина реализовало вместе и девиз «Проснуться знаменитым!», и общую установку премии на поиск нового, дерзкого, а в какой-то мере и шокирующего слова в литературе.

В коротком списке «Нацбеста» засветился и сборник рассказов Павла Крусанова «Царь головы» — лучшая книга писателя за несколько последних лет и один из лучших сборников рассказов на русском языке за последние четверть века.

А вот «Обитель» Захара Прилепина подавать на «Нацбест» — намеренно ли, случайно ли — не стали. И правильно. Получи Прилепин «Нацбест», не видать бы ему «Большой книги». Так незаметно реализуется идея, предложенная когда-то Топоровым: вместо того чтобы одни и те же книги путешествовали из шорт-листа в шорт-лист, следовало бы оставить книге один, зато весомый шанс, а автору (номинатору, издателю) — возможность прикинуть, в каком шорт-листе у нее этот шанс весомее. Не ездят же фильмы с Каннского фестиваля на Берлинский, а оттуда, если не получилось, — на Венецианский.

Правда, двух других лауреатов — Шарова и Сорокина — «Большая книга» взяла всё же из шорт-листа «Набцеста», но да ведь и Москва не сразу строилась.

Владимир Шаров с романом «Возвращение в Египет» получил премию «Русский букер» — получил скорее за заслуги, чем за этот роман, но и сам «Русский букер» в тисках между «Нацбестом» и «Большой книгой» давно должен бы стать премией за заслуги — только за настоящие, а не мнимые. Заслуги же Шарова в русской литературе самые что ни на есть настоящие.

Список лауреатов Григорьевской премии пополнился именем Андрея Пермякова — и рискну предположить, что этот список на сегодняшний день самый убедительный среди всех поэтических премий в России.

Хоть убей, не могу вспомнить, кому достался в который раз прошедший «пластику» «НОС», а вот «Белочка» досталась своим же бывшим и будущим членам жюри — и поди теперь докажи, что название премии происходит от фамилии поэта, а не от шуточного наименования алкогольного делирия. И в этом тоже, как ни крути, есть своя справедливость.

Весь год говорили о романе Виктора Ремизова «Воля вольная» — говорили заслуженно, а излишне восторженный, на иной вкус, тон этих разговоров следует отнести на счет того, что москвичи не знакомы с творчеством петербургского писателя Василия Ивановича Аксенова, у которого в этом году как раз вышла книга «Весна в Ялани». При всех достоинствах прозы Ремизова, Сибирь в творчестве Аксенова всё же поэтичнее и в образном смысле богаче.

Говорили и о новом романе Пелевина — поговорили-поговорили да и перестали — и это тоже справедливо, потому что украинские события лучше всего описывает предыдущий роман писателя «S.N.U.F.F.». Новый же роман — скорее передышка, как это обычно у Пелевина и бывает.

Передышку, будем надеяться, недолгую, взяла и Нобелевская премия — после очень удачного прошлогоднего награждения. То, что награждение Элис Манро было заслуженным, доказывает как раз тот факт, что вышедшие в этом году сборники рассказов канадки расходятся даже при своих немалых тиражах.

Главное, на мой взгляд, событие в переводной литературе — выход на русском языке романа Гильермо Кабрера Инфанте «Три грустных тигра», несколько лет томившегося по московским и петербургским издательствам. Читающее человечество числит этот написанный в 1967 году роман лучшим наряду с «Игрой в классики» и «Сто лет одиночества» латиноамериканским романом — и совершенно заслуженно. От себя добавлю, что это вообще один из лучших написанных в XX веке романов.

Может, и правда, чем неспокойнее в мире, тем интереснее становится писать и читать. Если это действительно так, не знаешь, чего и пожелать в наступающем году. То ли окончания финансового и политического кризиса, то ли новых блестящих, захватывающих книг.

Комментарии
Прямой эфир