Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Вступая в 2015 год

Политолог Олег Бондаренко — о необходимости разработки понятной всем стратегии мобилизационного развития
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Падение курса рубля вслед за ценами на нефть ненадолго отвлекло нас от Украины. Главная тема-2014 успела за год порядком поднадоесть. Но не спешите торопиться — она останется одной из главных и в 2015 году.

Не дожидаясь звона бокалов о тарелки с оливье, предлагаю уже начинать подводить итоги прошедшего года. За 2014-й мы потеряли Украину, вернули Крым, провели Олимпиаду (и победили на ней!), не удержали рубль, оказались на грани войны (по крайней мере, холодной) с Западом, спасали (и все-таки спасли) Донбасс, подписали «соглашение века» с Китаем, отменили «Южный поток».

По количеству глобальных событий и их последствий для нашей страны уходящий год может конкурировать с любым в XXI  веке. Теперь постараемся остановиться подробнее на каждом из пунктов.

Потеряли Украину. Допускаю, что многие могут не согласиться с данным утверждением, но от этого оно, увы, не перестает быть фактом. Девять лет, прошедшие с первого майдана, если чему-то нашу элиту и научили, то только еще большему политическому цинизму. Вместо того чтобы системно заниматься формированием общественного мнения в стране, разочаровавшейся в «оранжевом президенте», российское руководство исповедовало священный принцип невмешательства во внутренние дела наших партнеров. Что же, доневмешивались, господа. Брошенные в последний момент на помощь захлебывающемуся в собственной игре Януковичу резервы объективно были не в состоянии сделать ничего больше, чем диагностировать политическую смерть пациента.

А Украину мы объективно потеряли на не слишком короткий срок — согласитесь, школьники, которые растут на «героях АТО», едят в одесском суши-баре «жареных колорадов» или пьют компот «кровь российских младенцев», вряд ли станут друзьями России, даже если они и их семьи говорят по-русски.

2014 год открыл нам страшное — русскоязычных русоненавистников. Оказалось, таких много можно встретить возле российского посольства в Киеве или рядом с одесским Домом профсоюзов. 10 лет — это минимальный срок, который должен пройти с момента смерти ненависти, еще только входящей в сознание украинцев. Вспомните послевоенную Германию. А с Украиной нам еще предстоит хлебнуть лиха в годах грядущих. К этому нужно быть готовым.

Возвращение Крыма, так же как и победоносная Олимпиада, стало для нас всех новым Символом Веры — можем, если захотим! Прав был президент Путин, сравнивая Херсонес со Храмовой горой.

Закономерные испытания, выпавшие на долю отечественной экономики, не смогли и не смогут сломать дух народа, проснувшийся вместе с возвращением Тавриды. Да, придется потерпеть. Да, будем жить хуже. Не только без пармезана с хамоном, но и без чего-то более повседневного. Всё имеет свою цену, но платя ее, ты становишься безраздельным собственником купленного. Я вместе с большинством не верю, что народу России важнее продуктовая корзина, чем гордость за собственную страну.

Но если 2-миллионный Крым мы, разумеется, вытянем, то полное обеспечение 7-миллионного (до войны) Донбасса станет тяжелым грузом для экспортно ориентированного формата российской экономики. Решать эту дилемму нужно не за счет «слива» Донбасса. Сама конъюнктура рынка и экономическая ситуация подсказывают, как можно скорее переориентировать экономику на развитие внутреннего рынка, создание новых рабочих мест, инвестирование всех возможных фондов национального благосостояния и частных благосостояний в реальный сектор — заводы, предприятия, инфраструктуру. Деньги эти всё равно прогорят на Западе, так лучше пускай поработают на благо страны, а не западных банков, в которых пока они продолжают лежать.

Еще больший вопрос стоит не отвеченным уже который год пред нашей властью: какую модель мира может предложить Россия? Иначе говоря, что мы строим альтернативой Западу? Если признаться вслух, что никакая мы не империя, а просто региональная (сверх)держава, как это предлагают сделать многие эксперты, то будет гораздо честнее по отношению как к собственному населению, так и к окружающему нас миру. И требовать с государства регионального, пусть и евразийского масштаба никто особо ничего не будет. Но мы же настаиваем на своей цивилизационной роли. Таковая всегда должна быть подкреплена не столько словом, с чем у нас как раз перебор, сколько делом.

Например, отмена континентального газового проекта «Южный поток» стала серьезнейшей репутационной потерей для России на Балканах, не говоря уже о «Газпроме». Поддерживающие нашу политику власти Сербии и Венгрии оказались, мягко говоря, в затруднительном положении — как объяснить своим жителям, что большой русский брат взял да и кинул? Вначале нужно было потратить годы времени и миллионы средств на объяснение того, почему так важен этот проект для населения его стран-участниц, чтобы теперь доказывать с цифрами и фактами, почему его реализация на данный момент невозможна: категорическая позиция Еврокомиссии и приостановка участия в нем Болгарии.

Зная, что так оно и есть, всё равно не могу отделаться от мысли о, мягко говоря, неудачной форме подачи информации. Представьте, без какого-либо предупреждения по итогам встречи в Стамбуле президент России заявляет об отмене проекта, имевшего стратегическое для Балканского региона значение, на который были завязаны практически все остальные инвестиции — от покупки сербской нефтяной индустрии «Газпромом» и захода в Белград ВТБ со Сбербанком до масштабной программы модернизации местных железных дорог. Десятки тысяч нетрудоустроенных в Сербии и Венгрии — это не репутационный риск, а реальная проблема, которая может стать причиной потери немногих оставшихся преданными нам(и) союзников в Европе. Рецепт простой: если мы хотим влиять, нужно спонсировать наших союзников, не полагаясь на «взаимные интересы».

Вместе с тем статус региональной державы не так плох: меньше ответственности. Китай тоже является региональной державой, но с тихим потенциалом мирового лидера. Согласитесь, это лучше, чем с его громким дефицитом. А мы?

Заключенное в Пекине соглашение, позволяющее фактически переориентировать всю нашу экспортную энергетику на Поднебесную, может на самом деле сделать Россию значительно менее зависимой от западных санкционистов. Есть только одна проблема — для строительства искомой трубы в Китай необходимы значительно большие, чем на «Южный поток», инвестиции и главное — 5 лет спокойного строительства. Они у нас есть?

2014 год прошел под непроизносимым, но вполне отчетливым слоганом «лишь бы не было войны»: ежедневные обстрелы Донбасса регулярной украинской армией заставляли вспоминать аналогичные бомбежки Югославии. Беженцы сотнями тысяч находили приют в России, а МЧС отправлял в Донецк многочисленные гуманитарные конвои. Тем временем власти самопровозглашенных республик получили легитимность на состоявшихся выборах и теперь могут официально представлять свои территории на любых переговорах. Вопрос в другом — какой план имеет Москва по отношению к этим республикам? Есть варианты: Крым, Абхазия или Республика Сербская. Но самое главное, что в любом из перечисленных вариантов донатором в той или иной форме всё равно выступает Белокаменная. Опять же вопрос потенциала и ответственности.

Вступая в новый год, важно понимать наши приоритеты. Ведь даже естественное животное стремление сохранить жировой запас применительно к нашей стране неизбежно наталкивается на необходимость активности во внешнем контуре. Иными словами, достаток россиян невозможен без активной экспансионистской внешней политики, а та, в свою очередь, — без наличия понятной всем стратегии мобилизационного развития. Ею и нужно заняться теперь. Тогда и рубль будет крепок, и цели понятны. Такие задачи на 2015-й.

Комментарии
Прямой эфир