Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Захарова назвала ОДКБ эффективной структурой обеспечения безопасности
Авто
УАЗ поднял цены на весь модельный ряд
Армия
Российским военнослужащим в зону спецоперации к Пасхе привезли куличи
Общество
В Ростове суд приговорил украинца к 18 годам колонии за участие в нацбатальоне
Мир
Захарова пообещала жесткий ответ на случай блокировки судов РФ в Балтийском море
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
СМИ узнали о влиянии на выпуск Boeing 787 отказа от запчастей из РФ
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Политика
В Госдуме ответили на обвинения НАТО в злонамеренных акциях
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц

Здесь будет город-«грин»

Столичные жители смогут купаться во временных бассейнах в парковых зонах и не опасаться вредных выбросов от мусоросжигательных заводов
0
Здесь будет город-«грин»
Фото: Владимир Суворов «Известия»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Здесь будет город-«грин»В преддверии майской Экологической недели в Манеже «Известия» спросили у Антона Кульбачевского, руководителя московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды, каких задач добавила его ведомству территория «новой Москвы», как озеленяется город и каковы критерии «зеленых» стандартов в развитии столицы.

Модная ныне тема – концепция мегаполиса как «гринсити»? Каковы, на ваш взгляд, ее составляющие?

Это – транспорт, энергетика и общественное пространство. Естественно, градостроительная политика – в рамках «зеленого строительства» и развития города. Вот три основных кита, на которых город и должен стоять.

Есть понятие «зеленое здание», есть международные сертификаты, в том числе LEED. В столице таких офисов – пока всего несколько десятков. Проводится ли работа над созданием российских «зеленых» стандартов?

Эта тема поднималась, когда я еще работал в Минприроды России в 2008 году. И вот уже 2,5 года работаю в Москве. Собственных нормативов в стране пока нет. Если они и будут приниматься, то за основу все равно будут браться западные стандарты. Я считаю, что прежде всего это имиджевая вещь. Если компания идет на удорожание себестоимости квадратного метра за счет недешевых и не совсем доступных «зеленых» технологий, то она должна по крайней мере понимать, что выигрывает как минимум в имиджевом плане. Наша основная задача – привлечь к этому внимание. Мы проводим конкурсы на лучший экопроект, пытаемся стимулировать бизнес за счет выдаваемых сертификатов соответствия «зеленым» технологиям. Непосредственно промышленность пока не готова еще к внедрению таких стандартов. Надо многое менять в СНИПах и СанПиНах. Это вопрос не одного дня и не только субъекта Федерации – Москвы. Этим должен заниматься Минрегионразвития.

Что конкретно нужно изменить, как вы считаете?

Ввести дополнительные требования к строительным материалам, хотя они и так уже стали экологичнее. Включить сюда вопрос снижения налогообложения. Применил современную технологию – заплатил меньший налог. Пока в министерствах все это обсуждается на уровне диалога, по моей информации, с законодательной инициативой еще никто не выходил.

Каков на сегодня список главных жалоб со стороны москвичей? Чем озадачены надзорные службы?

В неделю мы получаем более 200 жалоб. Кстати, недавно даже депутаты мне пожаловались, что не могут дозвониться на горячую линию департамента природопользования. Пробовал сам это сделать в праздничные дни: два раза дозвонился, три – нет. Теперь будем перестраивать работу, увеличивать количество операторов. Что касается основных жалоб… Это вопросы по благоустройству города, порче зеленых насаждений и загрязнению водных объектов, а также неприятные запахи и состояние воздуха. Где-то не убрали листву, где-то дерево не так посадили после ремонта коммуникаций. Очень оперативно, в режиме реального времени реагируем, выезжаем на место. Например, 13 мая к нам обратились по поводу порчи лиственницы в саду МГУ. Кто-то обгрызает кору.

Животные?

Выясняем. Или поступила жалоба по поводу рыб в Патриарших прудах. Гибнут карпы, им там стало некомфортно. Взяли анализы воды – выясняем, есть ли вредные вещества. Если ничто не мешает фауне – проведем акцию по заселению пруда белым амуром. Эта рыба как санитар. Она помогает избавиться от цветения прудов. Карп хорошо уничтожает иловые осадки, а амур –зелень. Съедает любую массу и растет в геометрической прогрессии. В любом случае водоем становится чище. И это распространенный способ очистки воды – биоспособ. Такие природные фильтры важны не меньше химических или механических. Если в пруду появляются нефтезягрязнения, туда запускают бактерии, которые съедают нефтепродукты, после чего умирают. Еще одна распространенная жалоба – это жестокое обращение с животными и ненадлежащее их содержание. Зимой замерз пруд, уточка не успела улететь. Еноты, белки, лисы, бобры, лоси – они прорываются в район жилой застройки. Много брошенных зимой экзотов.

Я в столице с ползающими змеями или бегающими обезьянками, честно говоря, не сталкивалась.

Вот пример. В приемной моего департамента, как вы видели, в аквариуме живут две черепашки. Они были выловлены в Яузе. В реке может быть что угодно – и я не хочу напугать никого ни в коем случае. Эти черепашки жили в районе водовыпуска, сбрасываемая там системой ЖКХ вода всегда плюс 18–20 градусов. Этот вид – американские красноухие – в нашем климате не живет. Но черепашки там развелись и выжили. Тоже проблема. Это так называемые интродуценты – те виды растений и животных, которые не свойственны для нашей полосы, но они уже завезены. Такая проблема существует во всем мире. Вероятно, помните снимки – несколько лет назад азиатский карп в озере Мичиган расплодился в неимоверном количестве. Рыба весом 6–7 кг буквально запрыгивала в лодки. Здесь будет город-«грин»

Возвращаясь к нашим водоемам. Любимый вопрос москвичей: где безопасно купаться?

В прошлом году я плавал в Серебряном Бору, успел вступить в общество моржей. Для меня холодная вода не преграда, а удовольствие. А летний сезон мы традиционно открываем 15 мая.

Серебряный Бор – известное место, оно в умах горожан по умолчанию считается самым чистым. А остальные?

Не экологи определяют качество воды, в которой можно купаться. У нас этим занимается санитарно-эпидемиологическое ведомство Геннадия Онищенко. В еженедельном режиме мониторят воду, ее химический и биологический состав, а также песок, который в пляжных зонах обновляется. В начале июня у нас будет 10–11 зон пляжных – берег Химкинского водохранилища, озера Белое, Черное, Святое и др. Москва-река ниже по течению Серебряного Бора по СанПиНам уже не пригодна для купания. В этом году департамент культуры нас хочет удивить – они планируют сделать временные бассейны для купания в своих парках. По этому пути, скорее всего, и пойдут крупные парки отдыха. Мосводосток повышает качество выбрасываемой воды, происходит реабилитация определенных водоемов. Но не хочу никого обнадеживать, что там можно будет купаться в ближайшее время.

С той поры, когда столица расширилась за счет «новой Москвы», работы вашему департаменту, конечно, прибавилось.

Территория громадная. Но нам дали только пять инспекторов. Для сравнения: в «старой Москве» работает 90 человек. Появились новые проблемы. Например, несанкционированные свалки отходов, скотомогильники. И более 70 тыс. га зеленого фонда, который требует ухода и защиты. Есть короед – вредитель, который точит и пилит деревья. Существуют проблемы с регулированием численности животных, в том числе охотничьих видов. Охота на территории «новой Москвы» уже запрещена. Животные всей области это почувствовали и потому собираются на этом пятачке. Есть проблема браконьерства, люди привыкли охотиться в этом лесу, а с 1 июля 2012 года – нельзя. В список добавлю еще шум от авиатранспорта, который есть в 70% зоны «новой Москвы». Все остальное, на мой взгляд, зависит от того, в какой концепции будет развиваться территория. Если будем заниматься там нормальной щадящей застройкой, с сохранением природного баланса, мы разгрузим центр Москвы, где людям станет легче дышать. От моноцикличной системы развития города перейдем к полицикличной.

В Москве еще есть несколько десятков промзон в разной стадии реорганизации. Какая, по вашему мнению, может быть примером правильного освоения?

Неплохой проект получился на территории ЗИЛа. Это – первая ласточка. Другие промзоны серьезно не проработаны. А ЗИЛ показателен. Есть проект планировки, и ясно, что наши градостроители хотят здесь видеть. Город должен создавать новые районы на территории тех промышленных зон, которые тяготеют к набережным Москва-реки, несмотря на то что вся наша набережная практически остается улично-дорожной сетью, что сложилось исторически. По Водному кодексу РФ, это нонсенс.

Мы живем с таким противоречием?

Водный кодекс менялся потом. То, что существовало до изменений, считается законным. Самое главное, что в промзонах создаются новые зеленые территории. Общественные пространства, где по площади не менее 40 процентов зелени.

Новые промзоны могут быть использованы под парки-заказники?

Федеральное законодательство говорит, что особо охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки – есть четкая градация) регионального значения утверждаются регионом. Но их не может быть на землях населенных пунктов. А Москва – полностью населенный пункт. Существующие ООПТ появились раньше, чем принят был закон о таких территориях. У нас нет заповедников и заказников в чистом виде. Национальный парк в правильном понимании один – Лосиный Остров. С учетом воздействия урбанизированной части города его тоже нельзя назвать нацпарком в федеральном смысле – это не озеро Байкал или часть тайги, где в отсутствие человека изучается живая природа. Создавать новую ООПТ на месте помоек и руин нет смысла. В Москве возможно защитить лесопарки, которые входили в состав города. Кроме того, у нас переплетаются понятия ООПТ, памятники садово-паркового искусства и исторические объекты культурного наследия. Такой вот московский симбиоз – природно-исторический парк.

Районы Капотня и Марьино соседствуют с московским нефтеперерабатывающим заводом. Еще лет десять назад его обещали вывести с территории столицы.

Это все слухи и домыслы. Никогда официально никто заявления о переносе НПЗ не делал. Я изучал данный вопрос, когда еще работал в Росприроднадзоре (с 2006 по 2010 год). Это объект федерального экологического контроля. Собственники завода неоднократно менялись. С середины 90-х их было пять или шесть. НПЗ закрывает 50 процентов столичного рынка нефтепродуктов. Логистика минимальна, здесь есть базы, продуктопроводы, по которым бензин сразу по трубе на базу отправляется, откуда и развозится бензовозами по АЗС. Разговоров было много, жалоб жителей – колоссальное количество. Лет пять-шесть назад появился новый собственник – «Газпром­нефть». Компания начала системную политику по модернизации и экологической реабилитации производства. Первый этап заканчивается летом этого года, на него потратили более 30 млрд рублей. И даже сделали замкнутый цикл, почти что безотходное производство. Реорганизуются уже имевшиеся хранилища отходов. Поставили газоочистные установки, улавливающие неприятные запахи, в том числе на битумном производстве, при наливе нефте­продуктов. С апреля 2012 года мы констатируем, что количество жалоб уменьшилось в разы. Жулебино, Марьино, Капотня, Люблино, Печатники – раньше еженедельно мы получали около 60 жалоб, а сейчас только две или три. Все наши датчики, которые контролируют НПЗ, часто путают выбросы завода с выбросами на МКАД. Эта дорога вредит экологии прилегающих территорий больше, чем НПЗ.

А в связи с запретом проезда большегрузного транспорта в дневное время суток?

Тем не менее – участок между Волгоградкой и Каширкой постоянно забит. И даже аварийный выброс завода, который может делаться для стравливания давления, точно замерить невозможно из-за МКАД. Он растворяется в выбросах транспорта. Слава богу, мы, к слову, первыми в России, полностью перешли на Евро-4. Сейчас на АЗС города можно торговать топливом не ниже этого класса. Скоро и до Евро-5 дойдем. Эта мера к концу текущего года, на наш взгляд, должна привести к тому, что улучшится состояние воздуха в целом. Сейчас 1 млн тонн выбросов, и мы надеемся, что тысяч на 50 этот объем снизится. Способствуют этому и меры по замене городского автопарка. Новые машины экологичнее и требуют такое же топливо.

Ваш служебный автомобиль – электромобиль Mitsubishi i‑Miev?

Такие машины действительно есть в парке департамента. Когда представляется возможность, я на ней езжу. А еще есть 11 гибридов – Toyota Prius.

Но это такая капля в море. Смешно говорить.

Но начало положено. В 2011 году совместно с МОЭСК, РЭА и Revolta была запущена программа по электромобилям. Недавно в правительстве была высказана инициатива – снизить таможенные пошлины на ввоз электромобилей. Москва обещала их владельцам бесплатную парковку. Тоже хороший стимул. Парковка в центре будет дорожать, а парковочное пространство – уменьшаться. Это такая, может, завуалированная мера, которая призвана ограничить въезд автотранспорта на центральную территорию города. Пешеходы отвоевывают пространство, которое в середины 90-х у них забрали автомашины. Меня это радует.

Здесь будет город-«грин»

Улица Тверская становится зеленее.

В летний период мы высаживаем там липы. Питомники выполнили свое обещание – деревья зацвели к 15 мая. В тубах сейчас 64 липы. Еще есть три вида кустарников, бересклет дерен и спирея. Красного, белого и голубовато-синего цвета – как триколор. Зимой будем выставлять туи и частично ели – большей высоты, нежели в этом году.

Экзотику не завозите? Я, конечно, не о пальмах в центре города.

Москвичи привыкли к липам, которые тут появились в 1947 году. Если какие-то деревья и могут расти в условиях Тверской, то это именно липы. Еще, конечно, тополь, но он неудобен, хотя и полезен для городской среды как лучший природный фильтр. Вообще город у нас считается чистым с точки зрения визуального восприятия. Он стал чище, чем был, скажем, пять лет назад. Я недавно был в Риме – там грязно, едешь в аэропорт, на газонах навалом мусор. Несмотря на то что это столица Италии. А Неаполь? У нас система вывоза мусора отработана, выстрадана годами. Другой вопрос, что надо создавать еще мусороперерабатывающие комбинаты. Их не хватает на территории Подмосковья. Это наша совместная боль с Московской областью. Нужно совместно разрабатывать систему переработки отходов. Мы понимаем, что перерабатывать их в городе не можем. Есть три мусоросжигательных завода. Жители сильно протестуют.

Они же справедливо протестуют? Или при современных системах очистки и фильтрах такие заводы в черте города могут стать нормой?

Сравните с европейскими городами: в центре Бонна и Парижа есть такие предприятиях. У них нет труб, они выглядят как обычные административные здания, куда иногда ныряют мусоровозы. Нет противного запаха. Трубы вызывают негативные эмоции, а индустриальная картинка – раздражение. Если ее убрать и людям объяснить, что объект полезен для всех, в том числе для природы, а также дает тепло, все будет выглядеть иначе. Мы же сэкономим природные ресурсы – газ, нефть, уголь. Просто это надо объяснять.

А куда, скажем, выкидывать использованные батарейки?

Меняется законодательство. В недрах Госдумы уже проходит изменение в законах об отходах, где будет предусмотрена ответственность производителя за утилизацию отработанной продукции. Производитель с его миллионной партией батареек должен позаботиться о том, что в столице необходимы мощности по их утилизации. Понятно, что батарейки, ртутные лампы и аккумуляторы необходимо собирать и утилизировать отдельно. Но, прежде чем вводить систему запретов-штрафов, жителям следует показать, куда эту батарейку нести. Пока не создана система сбора, нет смысла что-то заставлять делать. Я говорю о том, что человек выполняет свой сознательный экологический долг. Он выносит три пакета с отсортированным мусором на улицу в разные контейнеры, будучи уверен в том, что помогает сам себе и стране. Пластиковая бутылка – не мусор, а вторсырье. Кстати, я за то, чтобы мусоропровод в жилых домах был заварен. Он не способствует оздоровлению климата – это же рассадник паразитов и источник плохого запаха. И считаю, что люди на 70 процентов готовы к раздельному сбору мусора.

А фандоматы у нас не прижились.

Главный враг фандоматов – бомж. Это целый бизнес на вторсырье, с которым эти жители города хорошо знакомы. Они зачастую и ломали эти автоматы. Думаю, в ближайшее время появится концепция раздельного сбора мусора. Чтобы человек четко знал: раз в неделю – условно – во дворе в удобное время будет стоять машина и собирать батарейки и лампы. Кстати, медикаменты тоже нельзя выбрасывать в общую кучу. Это же чистая химия.

Есть еще одна модная экотема – биоразлагаемые пакеты, которые стоят чуть дороже обычных, «пятисотлетних».

Пластик был придуман около ста лет назад, поэтому цифра в 500 лет – от лукавого. Химики все еще точно не знают, сколько лет разлагается пластик. Еще не прошло контрольное время, когда бы он разложился. Но экологичная упаковка уже появилась во многих торговых сетях и к серьезному удорожанию покупок она не приводит. Нужно покупателям предоставлять выбор, какой упаковкой воспользоваться.

С одной стороны, жители города хотят широкие магистрали и развитую дорожную сеть, с другой – протестуют против вырубки деревьев для их расширения. Как быть в таком случае?

Объяснять им, что то же расширение улично-дорожной сети, как правило, делается и по рекомендациям экологов, а не только градостроителей. Мы избавляемся от загрязняющих город пробок. Главная проблема столицы – кто бы что ни говорил – это не количество зеленых насаждений на душу населения (а наш город по этому показателю занимает практически первое место среди мегаполисов, чем стоит гордиться). Главная проблема города – это автотранспорт, который загрязняет воздух. Можно все дороги перенести на Марс, но ездить по ним никто не будет. Крупные города Европы пережили бум дорожного строительства в середине 60–70-х. Мы на 20 лет отстали и сейчас исправляем свои ошибки. У нас есть экспертный совет, куда входят ландшафтные дизайнеры, проводятся общественные слушания. Да и сроки строительства дорожных развязок сейчас существенно сокращены – это совсем не прежние пять-десять лет.

Здесь будет город-«грин»

Комментарии
Прямой эфир