Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Михаил Барышников представил Нью-Йорку свою коллекцию живописи

С директором Пушкинского музея Ириной Антоновой достигнута договоренность о показе выставки в Москве, сказал «Известиям» директор ABA Gallery Анатолий Беккерман
0
Михаил Барышников представил Нью-Йорку свою коллекцию живописи
Фото предоставлено ABA Gallery
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На выставке «Искусство, с которым я живу» в нью-йоркской ABA Gallery представлена коллекция Михаила Барышникова, прежде широкой публике не известная. 

Собиратели изобразительного искусства обычно обуреваемы двойственными чувствами. С одной стороны, им хочется регулярно предъявлять миру свои сокровища, с другой же, они склонны оберегать приватную сторону жизни от посторонних глаз. Знаменитый танцовщик и хореограф Михаил Барышников до последнего времени такого противоречия в себе не ощущал. Для него коллекционирование всегда оставалось делом глубоко личным, совсем не публичным. И хотя его собирательский стаж насчитывает свыше трех десятилетий, о существовании этой страсти мало кто догадывался. Однако рано или поздно публикация должна была состояться: такова логика развития практически любой коллекции. 

Едва ли кого-то удивит, что внимание Барышникова приковано в первую очередь к театральной графике — эскизам сценографии и костюмов или же вольным скетчам по поводу различных постановок. Не покажется странным и то, что ядро коллекции составляют работы художников из России. Хотя Михаил Барышников давным-давно, с момента своего нашумевшего невозвращения из гастрольной поездки в 1974 году, ощущает себя гражданином мира, всё же его отношение к родине можно считать особым.

Это проявилось и при выборе произведений для коллекции: в ней преобладают русские имена — Сергей Судейкин, Александр Яковлев, Павел Челищев, Филипп Малявин, Наталия Гончарова, Александр Бенуа. Впрочем, многие из авторов, представленных в собрании Барышникова, были эмигрантами, как и он сам. Вектор коллекционирования все равно уходит в сторону космополитизма, что подчеркивается присутствием графики прославленных французов — Рауля Дюфи и Жана Кокто. Рисунки последнего, кстати, некоторым образом закольцовывают «русскую тему», поскольку в них в качестве персонажей фигурируют Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. 

Выставка в ABA Gallery привлекла внимание многих нью-йоркцев, и не только выходцев из России. Барышникова хорошо знают и ценят в Америке, так что его коллекция интересна здесь многим. Но вполне вероятно, что эта экспозиция не останется сугубо заокеанским сюжетом. В выходе ее на международный простор, в частности, заинтересован и владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман.

— Считаю, что собрание Михаила Барышникова замечательное и выражает внутренний мир владельца, обычно закрытый от окружающих. Барышников весьма бережно относится к своему увлечению. Ему и в голову не приходило афишировать эту коллекцию. Но первый шаг сейчас сделан, и я надеюсь, что вскоре последуют и другие. В частности, я разговаривал с Ириной Александровной Антоновой насчет показа выставки в Пушкинском музее. Принципиальная договоренность достигнута, осталось решить организационные вопросы, — сказал «Известиям» г-н Беккерман.

Если бы собрание Барышникова ограничивалось только балетной спецификой или даже общетеатральными мотивами, оно бы и в этом случае представляло немалый интерес, поскольку здесь встречаются вполне раритетные образчики жанра — упомянем хотя бы эскизы сценографии от Николая Рериха или костюмные рисунки Александра Бенуа. Однако коллекционер не замыкается в цеховых рамках, ему важны любые художественные жесты, в той или иной степени совпадающие с его внутренними ощущениями.

От субъективности тут, конечно, никуда не деться: это собрание не претендует на системность. Абстракции Анатолия Зверева соседствуют с жутковатыми гуманоидами Олега Целкова, а тонкие акварельные пейзажи Николая Лапшина, видного представителя довоенной «ленинградской школы», едва ли не контрастируют с нарочито приземленными бытовыми сценками ленинградского же нонконформиста-шестидесятника Александра Арефьева.

Общим знаменателем во всех случаях выступает личность самого Михаила Барышникова. Не посягая на научность, он своим выбором формирует прихотливый контекст, в котором любое произведение приобретает новое, порой неожиданное, звучание.

Комментарии
Прямой эфир