Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Красноярском крае задержали работников за кражу более тонны металла
Мир
Захарова сообщила о признаках теракта во взрыве у генконсульства РФ в Марселе
Мир
Польша потратила предназначенные для Украины €91 млн ЕС
Мир
В Евросоюзе утвердили 16-й пакет санкций против России
Мир
Австралия ввела новый пакет санкций в отношении 70 физлиц и 79 юрлиц из РФ
Происшествия
Промышленный цех загорелся на площади более 650 кв. м во Владимирской области
Общество
Мишустин заявил, что пособие на ребенка не будут учитывать при оценке нуждаемости
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Тополи в Харьковской области
Мир
СМИ сообщили о взрыве рядом с генконсульством РФ в Марселе
Происшествия
Три мирных жителя пострадали после обстрела Горловки со стороны ВСУ
Мир
Рябков заявил об опасности прекращения огня на Украине без устранения первопричин
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал об отправке на передовую из части ПВО обманом
Мир
Economist предрек Украине «сотни лет» долговых обязательств по сделке с минералами
Мир
СМИ узнали о намерении Макрона и Стармера отговорить Трампа от переговоров с РФ
Мир
Более 80 жителей Британии скончались из-за применения «Оземпика»
Армия
Бойцы Росгвардии уничтожили укрытие боевиков ВФУ в курском приграничье
Общество
ФАС выдала предупреждение РЖД

Овидий попал на свалку истории

В постановке Кирилла Серебренникова и Давида Бобе античные мифы напоминают сводки криминальных новостей
0
Овидий попал на свалку истории
Фото: Светлана Маликова
Выделить главное
Вкл
Выкл

На «Платформе» сыграли премьеру «Метаморфоз» — спектакля Давида Бобе, Кирилла Серебренникова и его учеников, которые переложили поэму Овидия на язык современного театра. 

Овидий попал на свалку истории

«Седьмая студия», начинавшая со злободневных «Отморозков», в этот раз взялась за произведение, казалось бы, бесконечно далекое от сегодняшнего дня. Поэму Овидия предложил для постановки молодой французский режиссер Давид Бобе, уже работавший с учениками Серебренникова над спектаклем «Феи» в МХТ им. А.П. Чехова. И удивился, узнав, что эта книга у нас, мягко говоря, не очень популярна, в то время как во Франции ее знает каждый школьник. Все дело в том, что у них Овидия переводят не классическим гекзаметром, а доступным современным языком, так что мифы о богах, героях и титанах становятся доступными и понятными, как криминальное или любовное чтиво. А уж сюжеты там ой-ой-ой: то дочь спит с отцом, то мужчина превращается в женщину,  то мать, охваченная жаждой мщения, делает из сына шашлык... Жуткое дело.nlr.ru

Чтобы на русском эти тексты зазвучали так же остро, пришлось делать новый прозаический перевод, а драматург Валерий Печейкин адаптировал его к современным реалиям. Так, Орфей здесь сетует, что даже после смерти его возлюбленная Эвридика продолжает жить в социальных сетях и ей можно отправить сообщение. Между персонажами бродит бомжеватый Овидий, не сумевший добиться успеха при жизни, но обеспечивший себе литературное бессмертие. Но главным связующим звеном с нынешним днем становится придуманный Печейкиным новый персонаж, которого отлично играет Никита Кукушкин. За оскорбление богов он был осужден на превращение в животное, но жидкость для метаморфозы «разбодяжили», и он остался в мучительном пограничном состоянии получеловека. Это жалкое существо взывает к милосердию судей, но его не слышат. И тогда, отчаявшись, он бросает новые оскорбления богам — вполне в духе «Отморозков». Как видите, от злободневности на «Платформе» не спастись даже античной классике.

Овидий попал на свалку истории

Но, конечно, актуальность этого спектакля не в политических намеках, а в способе подачи материала. Давид Бобе, начинавший свою карьеру с инсталляций и перформансов, занимается синтетическим театром, где драма и танец, музыка и свет, акробатика и видеоарт существуют на равных. Это то, что мы часто видим на международных фестивалях и крайне редко — в наших репертуарных заведениях.

Действие происходит на какой-то свалке истории, где среди покореженных автомобилей бродят тени былых героев. Движения и лица актеров тут мгновенно «оцифровываются» и выводятся на экран в виде компьютерной голограммы. Перед задником находится громадная решетка, на которой юркие фигурки артистов вдруг застывают в контровом свете, напоминая силуэты пришпиленных энтомологом насекомых. И это тоже метаморфозы, происходящие с человечеством. Ученики Серебренникова необыкновенно пластичны и энергичны, они поют, танцуют, скачут по остовам разбитых машин, и этот драйв вкупе с пением темнокожих конголезских артистов придает действию какую-то архаическую окраску.Овидий попал на свалку истории

Конечно, не все эпизоды получились равнозначными, некоторым пока не хватает актерской выразительности. Но каждый из них решен по-своему. Например, Риналь Мухаметов, изображая самовлюбленного Нарцисса, иронично отстраняется от своего героя. «Вот так грубо он ответил на чувства девушки», — комментирует актер. А Екатерина Стеблина, напротив, так погружается в историю детоубийцы Прокны, что мороз пробегает по спине. И чем ближе к финалу, тем страшнее становятся сюжеты: с Марсия живьем сдирают кожу, Орфея убивают отвергнутые им вакханки, сестру Прокны насилуют и отрезают ей язык. И древние мифы вдруг начинают походить на современный хоррор, недалеко ушедший от сводок криминальных новостей. Овидий попал на свалку истории

В конце концов грозный Юпитер не выдерживает беспредела и насылает на землю всемирный потоп. Перемазанные кровью артисты картинно тонут, оставляя на сцене одинокую полутварь, которая диагностирует, что зла на земле больше, чем добра. С чем, посмотрев этот жутковатый анонс скорого конца света, трудно не согласиться. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением