Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Овидий попал на свалку истории

В постановке Кирилла Серебренникова и Давида Бобе античные мифы напоминают сводки криминальных новостей
22
Овидий попал на свалку истории
Фото: Светлана Маликова
Выделить главное
Вкл
Выкл

На «Платформе» сыграли премьеру «Метаморфоз» — спектакля Давида Бобе, Кирилла Серебренникова и его учеников, которые переложили поэму Овидия на язык современного театра. 

Овидий попал на свалку истории

«Седьмая студия», начинавшая со злободневных «Отморозков», в этот раз взялась за произведение, казалось бы, бесконечно далекое от сегодняшнего дня. Поэму Овидия предложил для постановки молодой французский режиссер Давид Бобе, уже работавший с учениками Серебренникова над спектаклем «Феи» в МХТ им. А.П. Чехова. И удивился, узнав, что эта книга у нас, мягко говоря, не очень популярна, в то время как во Франции ее знает каждый школьник. Все дело в том, что у них Овидия переводят не классическим гекзаметром, а доступным современным языком, так что мифы о богах, героях и титанах становятся доступными и понятными, как криминальное или любовное чтиво. А уж сюжеты там ой-ой-ой: то дочь спит с отцом, то мужчина превращается в женщину,  то мать, охваченная жаждой мщения, делает из сына шашлык... Жуткое дело.nlr.ru

Чтобы на русском эти тексты зазвучали так же остро, пришлось делать новый прозаический перевод, а драматург Валерий Печейкин адаптировал его к современным реалиям. Так, Орфей здесь сетует, что даже после смерти его возлюбленная Эвридика продолжает жить в социальных сетях и ей можно отправить сообщение. Между персонажами бродит бомжеватый Овидий, не сумевший добиться успеха при жизни, но обеспечивший себе литературное бессмертие. Но главным связующим звеном с нынешним днем становится придуманный Печейкиным новый персонаж, которого отлично играет Никита Кукушкин. За оскорбление богов он был осужден на превращение в животное, но жидкость для метаморфозы «разбодяжили», и он остался в мучительном пограничном состоянии получеловека. Это жалкое существо взывает к милосердию судей, но его не слышат. И тогда, отчаявшись, он бросает новые оскорбления богам — вполне в духе «Отморозков». Как видите, от злободневности на «Платформе» не спастись даже античной классике.

Овидий попал на свалку истории

Но, конечно, актуальность этого спектакля не в политических намеках, а в способе подачи материала. Давид Бобе, начинавший свою карьеру с инсталляций и перформансов, занимается синтетическим театром, где драма и танец, музыка и свет, акробатика и видеоарт существуют на равных. Это то, что мы часто видим на международных фестивалях и крайне редко — в наших репертуарных заведениях.

Действие происходит на какой-то свалке истории, где среди покореженных автомобилей бродят тени былых героев. Движения и лица актеров тут мгновенно «оцифровываются» и выводятся на экран в виде компьютерной голограммы. Перед задником находится громадная решетка, на которой юркие фигурки артистов вдруг застывают в контровом свете, напоминая силуэты пришпиленных энтомологом насекомых. И это тоже метаморфозы, происходящие с человечеством. Ученики Серебренникова необыкновенно пластичны и энергичны, они поют, танцуют, скачут по остовам разбитых машин, и этот драйв вкупе с пением темнокожих конголезских артистов придает действию какую-то архаическую окраску.Овидий попал на свалку истории

Конечно, не все эпизоды получились равнозначными, некоторым пока не хватает актерской выразительности. Но каждый из них решен по-своему. Например, Риналь Мухаметов, изображая самовлюбленного Нарцисса, иронично отстраняется от своего героя. «Вот так грубо он ответил на чувства девушки», — комментирует актер. А Екатерина Стеблина, напротив, так погружается в историю детоубийцы Прокны, что мороз пробегает по спине. И чем ближе к финалу, тем страшнее становятся сюжеты: с Марсия живьем сдирают кожу, Орфея убивают отвергнутые им вакханки, сестру Прокны насилуют и отрезают ей язык. И древние мифы вдруг начинают походить на современный хоррор, недалеко ушедший от сводок криминальных новостей. Овидий попал на свалку истории

В конце концов грозный Юпитер не выдерживает беспредела и насылает на землю всемирный потоп. Перемазанные кровью артисты картинно тонут, оставляя на сцене одинокую полутварь, которая диагностирует, что зла на земле больше, чем добра. С чем, посмотрев этот жутковатый анонс скорого конца света, трудно не согласиться. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением