Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Французы высказались за упразднение несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
AstraZeneca признала провоцирование тромбоза ее вакциной от COVID
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Мир
Белый дом не стал комментировать уничтожение средствами ПВО РФ шести ракет ATACMS
Мир
Спецназ в Тбилиси использовал перцовый спрей для разгона протестующих
Мир
Министр цифрового развития Казахстана Мусин освобожден от должности
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Происшествия
ПВО РФ уничтожила еще один украинский БПЛА над Белгородской областью
Общество
В парламенте Крыма назвали терроризмом атаку ВСУ ракетами ATACMS
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о гибели ребенка после падения дерева в КЧР
Общество
Пожар в окрестностях Улан-Удэ локализован на площади 10 тыс. кв. м

Возможная основа для согласия

Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов — о том, почему реформа образования должна стать приоритетной для власти
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бурный политический год в России подошел к концу, и впереди нас должны ждать вполне мирные и рабочие будни. Они могут не оказаться таковыми, если предвыборные обещания сведутся к раздаче вознаграждений электорату победителя, но не затронут иную, не «распределительную» повестку дня, то есть если не начнут выполняться обещания по части «производства» (товаров, услуг, «некоррупции» и т.д.)

Среди них важнейший, на мой взгляд, вопрос — российское образование. Его всё более невысокое качество — один из основных, если вообще не главных, стимуляторов оппозиционной  энергетики. Оппозиция — это та часть общества, которую устраивает  только качественное образование, а не просто  содержание ребенка в школе при убранных классах и полном штате учителей либо в университете при непонятной свободе от занятий, позволяющей работать «кем-нибудь» едва ли не со второго курса. Обществу в целом недоступно понимание «качества образования». Но оппозиция в нем разбирается, и образовательная риторика власти её давно не устраивает.

Нужны реформы. Разговоры о том, что они без  перерыва идут 20 лет — это болтовня журналистов, весьма мало сведущих в образовании. Реформ задумывалось очень много еще в первой «Стратегии» В.В. Путина, которую в 2000 году готовил Центр стратегических разработок. Из них  до воплощения дошло всего лишь несколько, а отнюдь не главная  (ЕГЭ) была бы попросту сметена не привыкшими к ответственности образовательным  сообществом и обществом в целом, если бы не твердость А.А. Фурсенко и В.В. Путина. Поэтому многие из проектов реформ повторены вновь в «Стратегии 2020», которая пока принятым планом действий не стала. Практически любая серьезная реформа в образовании встречается у нас в штыки большинством, но поддерживается именно оппозицией. Между тем актуальность изменений с каждым годом лишь усиливается.

Выпуск специалистов российскими университетами никак не связан с потребностями общества и экономики. Вузы — это просто некий, в основном частный, отраслевой рынок, где спрос формируют родитель и абитуриент, а не такой фактор, как динамика числа рабочих мест и структуры рабочей силы. Это не место, где создается человеческий и социальный капитал общества и экономики XXI века, а скорее источник предложения вузовских дипломов с весьма призрачной  ответственностью за их качество. Это анклав вседозволенности по качеству услуг, в котором потребляются одни ресурсы, но не происходит приращения других, от которых зависит наше будущее.

Это место корыстного воздействия на власть неисчислимых сил, радикально искажающих смыслы и результаты любых, самых верных государственных решений в этой сфере. Это хаос, упорядоченный не столько законными нормами, правилами и процедурами, сколько этими искажениями. Это место, где руководители вузов не несут никакой реальной ответственности ни перед кем (национальный образец «теплого местечка» для любого начальника).

Думается, что «наведение порядка» (Путин) в этой сфере  может серьезно умерить справедливую энергетику оппозиции. При этом даже оппозиция будет согласна с резким повышением уровня государственного вмешательства в деятельность вузов. Общество не может контролировать этот рынок. Государство до сих пор тоже успеха не имело. Победа была за лоббистами. Так что задачка по «наведению порядка» — покруче всякой иной.

Пространство нашей всё более посредственной средней школы включает тем не менее весьма сильный компонент лицеев, гимназий и «углубленок». Верная cтратегия властей в этом пространстве — тянуть  середняков к сильным, а слабых — к середнякам. Это стратегия, которую оппозиция поддержит. Однако подчеркнем, что реальная реформа средней школы (особенно в связи с введением новых стандартов) — это дело  губернаторов и глав муниципалитетов. Поэтому очень важно при оценке работы губернаторов роль среднего балла ЕГЭ по региону вывести в первую пятерку показателей. И категорически отказаться от той стратегии, которой уже решили идти многие регионы, — присоединять слабых к сильным. Это ведь фактически  закамуфлированная форма «распила» школьных зданий, которая заодно превратит сильных в  посредственных, но кого-то лично вновь обогатит. «Распил» детсадовских зданий мы уже проходили в 1990-е годы, и теперь строим их снова, оставив в собственности «распиливателей» многие тысячи помещений. Вторая волна «распила» обострит реакцию оппозиции.

В дальнейших статьях целесообразно рассмотреть конкретный список назревших в России еще в 1990-е годы, но так и не осуществленных реформ на разных уровнях образования — реформ, которые могли бы не только изменить эту сферу, но и ослабить противоречия между властью и оппозицией. 

Автор — заместитель научного руководителя Высшей школы экономики

Комментарии
Прямой эфир