Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В Японии сообщили о возгорании на АЭС «Симанэ»
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Макрон поручил кабмину ограничить использование детьми смартфонов
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Мир
Представителя партии «Шанс» удерживали в аэропорту Кишинева по возращении из РФ

«Дураки» с периферии довели культурную столицу до истерики

В Петербурге оценили раннего Платонова
0
«Дураки» с периферии довели культурную столицу до истерики
Олег Ткаченко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Дураков» в Петербург привезли из Воронежа. Строго говоря, спектакль называется «Дураки на периферии» и поставлен по ранней, ныне почти забытой пьесе Андрея Платонова.


Режиссер — Михаил Бычков — Петербургу не чужой. Он работал, и весьма успешно в Театре на Литейном, в Театре им. Ленсовета и в ТЮЗе им. Брянцева. Его «Трамвай «Желание» играют в «Приюте комедианта», его «Голодранцев и аристократов» можно посмотреть в Театре комедии им. Акимова. И, что характерно, все эти работы разнокалиберные, что говорит как минимум о неуклонном творческом поиске.


То же и с репертуаром ныне руководимого им Воронежского Камерного театра, созданного Бычковым в 1993 году. По случаю гастролей воронежцы раскинули перед петербуржцами пестрый «веер» из драмы, комедии и труднопроизносимых фамилий авторов: Мариенгоф, Ибсен, Шиммельпфенниг...


Звонкий и злобный Платонов тут стоит особняком. Да и сама пьеса, написанная в 1928 году, была раскритикована и практически похоронена, пока не «всплыла» пять лет назад в сборнике «Ноев ковчег». Проще всего было бы сделать из анекдотичной истории нечто бодро-бытовое: в уездном городе Переучетске комиссия охматмлада (охраны материнства и младенчества) и наш советский «самый гуманный суд в мире», поглощая пирожки, мучительно разбираются, кому надлежит опекать младенца, рожденного у супруги счетовода с туманным дореволюционным прошлым. Ситуация осложняется тем, что любвеобильная счетоводша переспала, кажется, со всем городком, с головой у нее не в порядке, и «мечту она мечтает» уйти в леса к разбойникам, чтобы стать свободной и беззаботной, гулять напропалую и «грабить награбленное».


Из совершенно бредовой этой реальности Бычков делает не карикатуру на какой-нибудь агитплакат, а прямо-таки красоту живописную. Гомерически смешная комедия абсурда в спектакле густо намешала краски: горечь уродства советской стилистики с фарсовым «кукольным форматом» и «картиной маслом» — в акварельных, впрочем, вкрадчивых тонах. В сценографии Бычков предлагает пастельные цвета реквизита в минималистском стиле, и расслабляющие пейзажи на заднике. Сиреневый, бирюзовый и оливковый «минор» прорезает ярко-рыжая «мажорная» коса главной героини, матери-кукушки, фарфоровое лицо которой бледно, а глаза остекленели.
Пластика всех артистов ощущается как нескладная кутерьма марионеток: то дернутся, то вспрыгнут, то павой поплывут, как бестелесные танцовщицы ансамбля «Березка».


Почти неуправляемые, непосредственные реакции на гениальный и, увы, все еще актуальный текст Платонова то и дело доводят публику до истерики. В пьесе абсолютный бред сгущенных, как молоко в банке, фраз и упругая ритмика слов скручивают и выжимают сознание. Сцена, в которой персонажи с почтительным трепетом общаются с репродуктором, как идолопоклонники с ими же сотворенным божком, живейшим образом отзывается в наших современниках.


А чего стоит одна только реплика, произнесенная со щемящей тоской и активной жестикуляцией: «Откуда у нас беззаконие-то? Кругом (всплеск руками по кругу) закон, а мы посередине (нырок «ласточкой» в «дыру») мучаемся!»
По форме постановка явно коррелирует с «Рассказами Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса, которые привозил в прошлом сезоне «Театр наций»: тот же лихой стеб в оформлении и размашистость актерской игры на тему нашего «проклятого прошлого».


Комментарии
Прямой эфир