Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении БПЛА над Белгородской областью
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье

Гоголю придумали дресс-код

В «Приюте комедианта» перелицевали «Шинель»
0
Гоголю придумали дресс-код
Дарья Пичугина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Все мы как-то привыкли, что Акакия Акакиевича Башмачкина надо жалеть. Скромный, убогий человечек, оборванец, конторская крыса, жил-выживал неприметно и погиб нелепо, едва справив долгожданную обновку, но так и не выбравшись из грязи в князи. Дебютант в петербургском государственном театре, молодой режиссер Тимофей Кулябин, он же автор оригинальной сценической редакции гоголевской «Шинели», персонажу не сострадает, а сам сюжет излагает сдержанно, интеллектуально и лаконично. Эмоции в премьере «Приюта комедианта» не кипят — здесь подумать можно и получить эстетическое наслаждение.


Сам по себе Кулябин — явление новое, но заметное, из знаменитого новосибирского «Красного факела», свежий выпускник РАТИ-ГИТИС. В столице он сейчас нарасхват. Да и в Петербурге на его «Шинель. Dress code» специально ходят посмотреть профессора театральной академии и маститые театроведы.


Впрочем, Гоголя юноша перекроил слегка: лишнее отрезал, края подшил и тщательно обметал. Вышел фестивальный спектакль — в том смысле, что его легко можно возить не только по городам и весям, но по странам и континентам: тема выигрышная, материал вечный, русского классика повсюду любят и уважают. Наконец, постановка пластична по форме и интересна, местами даже вычурна по содержанию.


Попутно — реверанс художникам: Олегу Головко (пространство четко, при этом зыбко), Ирине Долговой (конторская серость может быть красива) и Евгению Ганзбургу (чудесно его колдовство с чередованием света софитов и полным затемнением). История происходит в универсальном офисе, тяготеющем к воспетой наукой менеджмента японской модели организации.  


Поначалу Башмачкин (Роман Агеев) тоже косит под японца. Первую половину спектакля он проводит, сидя на коленях, с висящей на шее канцелярской конторкой-шарманкой — это мобильный офис, с которым бедолага почти сросся. Башмачкин тих и созерцателен, весь в себе, этакий «занудный гном в прорехах». Агеев — артист харизматичный, однако в спектакле Кулябина его трагедийность и ироничность слишком уж аккуратны, словно шиты белыми нитками и выстеганы ровными стежками по канве.


В конторе, между тем, тоска и безликость — все, как положено: стеллаж с документами да два стола с четырьмя шредерами. Служащие синхронно кормят «бумагожевак» страницами книг (но не тревожьтесь, это бутафория: в финале торжественно объявляют, что за время спектакля ни один экземпляр художественной литературы не пострадал).


Отвечающий за пластику Петр Горбунов сделал так, что вокруг Башмачкина в перманентном движении находится четверка представителей «офисного планктона» — кордебалет из томных юношей-метросексуалов. Танец под музыку Вивальди без танца как такового, наметками. Квартет шустрит по сцене, вычерчивая рисунок и выписывая фигуры-фортели.


У четырех безликих менеджеров в спектакле серые мышиные шкурки и такие же, как у грызунов, жесткие бусинки глаз. Свою униформу, модельные пиджаки как прообраз шинели, они достают из дорожных чехлов. А работают в хирургических перчатках, то и дело протирая руки влажными салфетками, и вообще ведут себя и двигаются, как врачи в операционной, только с изрядной долей брезгливости.


Новенькая шинель для Башмачкина появляется на свет опять-таки в медицинских реалиях, словно младенец из утробы матери. По Кулябину, роды прошли успешно: чехол «родил» здоровый пиджачок щадящим методом «кесарева сечения», и Акакий Акакиевич легко стал счастливым отцом-обладателем символа принадлежности к тусовке. А как только начал соответствовать дресс-коду, так сразу плечи расправил, приосанился, вырос в глазах коллег и в своих собственных. Счастья ему это, впрочем, не принесло: вскоре он, как и положено по тексту, обновки лишился и умер от горя.


От ухода в ненужную Кулябину патетику спектакль спасает женщина. Офисная уборщица (Юлия Молчанова) являет собой почти библейскую чистоту и непорочность. Почившему Башмачкину поет она русскую народную колыбельную, плавно переходящую в забойный рингтон, под который конторский кордебалет радостно пускается в пляс, гарцуя на деревянных лошадках. Прокомментировать подобный финал хочется словечком «прикольно».


Комментарии
Прямой эфир