Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Французы высказались за упразднение несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
AstraZeneca признала провоцирование тромбоза ее вакциной от COVID
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Мир
Белый дом не стал комментировать уничтожение средствами ПВО РФ шести ракет ATACMS
Мир
Митингующие против закона об иноагентах в Тбилиси перекрыли проспект
Мир
Министр цифрового развития Казахстана Мусин освобожден от должности
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Происшествия
ПВО РФ уничтожила еще один украинский БПЛА над Белгородской областью
Происшествия
Несколько пожаров возникло в частном секторе Улан-Удэ
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о гибели ребенка после падения дерева в КЧР
Общество
Пожар в окрестностях Улан-Удэ локализован на площади 10 тыс. кв. м

Проблема в том, закончится ли после 4 марта дискуссия о демократии и качестве государства

Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов — о роли единого госэкзамена в формировании гражданского общества
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В нашей предвыборной публицистике риторика успехов,  побед и достижений (естественно, «Единой России») сменилась риторикой постановки национального вопроса, проблем экономики и демократии, причем в таком звенящем ключе,  который говорит уже не об успехах, победах и достижениях, а скорее о тупиках и провалах. Всего за несколько месяцев случилось инверсивное изменение содержания риторики.

Не буду называть причину этого изменения, ибо она и так ясна. Нельзя дальше жить в ореоле побед и с сомнениями в легитимности института, который на словах якобы и привел к этим победам, а на деле...

Нам нужно кончать наивное восприятие риторических оркестров. Время говорильни прошло. Если эта говорильня в 1999–2000 годах, 2003–2004-м и 2007–2008-м не заканчивалась предложением отчитаться за нее делами, то после 2011–2012 годов риторике будет предъявлен счет, возможно, даже по-гамбургски. Я согласен почти со всей риторикой в статье В.В. Путина «Демократия и качество государства».  У меня не так много к ней вопросов. Вопросы есть  к реальной действительности.

«Демократия есть способ выведения к власти лучших (аристос), но не единственный способ». Это мысль нашего выдающегося мыслителя И.А. Ильина, часто цитируемого В.В. Путиным, который дал верную оценку последствиям введения прямой демократии в 1990-х годах (хаос, распил госсобственности, олигархизм, бандитизм). Далее пришлось «обуздывать» этот институт, признав необходимость того, чтобы он «управлялся» еще кем-то, кроме «воли народа». Увы, введение прямой демократии у нас действительно не привело к выделению к власти лучших. Скорее наоборот. Но В.В. Путин все же отметил, что и в той власти в эпоху 1990-х были люди и эффективные, и порядочные, для которых служение Отечеству было всем. В нулевые они подверглись остракизму. За служение, за порядочность? Или за инакомыслие? Если их тогдашние мысли теперь вдруг стали «в масть», почему бы их не вернуть к служению?

В данной статье раздел «Новые механизмы участия» едва ли не самый обширный. Действительно добровольное участие (партиципация) в общественной жизни граждан — основа любой демократии. Действительно важны общественные советы, комиссии и комитеты. Но, во-первых, их мы тоже будем формировать указами и приказами властей — как нынешние общественные палаты? Они ведь по «механизму участия» не от общества, а от власти. Во-вторых, каков же будет механизм учета мнения таких советов, если они все-таки станут советами от общества? Многое захотела услышать власть от этих советов в минувшие годы? Например, Общественный совет по гражданскому обществу и правам человека прошлой весной высказал свое мнение о том, что новый закон о полиции учел все, что хотело МВД, и в тот же день этот закон был подписан и вступил в силу.

Подобных вопросов сотни. Речь ведь идет не о том, как относиться к содержанию данной статьи В.В. Путина — с содержанием в ней все в порядке. Проблема в том, закончится ли на этом вопрос о демократии и качестве государства, чтобы после 4 марта продолжилось бытие «управляемой демократии» и «суверенного государства». Или начнется строительство пусть своей (не импортированной) демократии и изменение качества государства, которое ныне кошмарит всех конкурентоспособных, самодостаточных, творческих и деятельных.

Если ответ — нет, не закончится; да, начнется и строительство, и изменение, тогда вся Болотная площадь и весь проспект Сахарова (и иже с ними) — в вашем полном распоряжении, Владимир Владимирович. Однако, тогда мы все (и те, кто на Поклонной, и те, кто на Болотной) должны согласиться с тем, что никто не хочет вернуться в хаос и «перепиливание» 1990-х. А чтобы не вернуться в этот хаос, нам действительно нужно заняться в первую очередь образованием и культурой, ибо без радикального изменения этих пространств угроза такого возврата будет еще долго висеть над нами как дамоклов меч. Общество у нас действительно изменилось. Но отнюдь не все и не всегда в лучшую сторону. И тогда мы просто обречены на то, чтобы та же знакомая нам и сильная рука еще долго удерживала точку бифуркации, пока, авось, у нас само собой что-то изменится с этими пространствами образования и культуры.

На прошлой неделе в «Известиях» была опубликована очень удачная статья Т. Канделаки о судьбе ЕГЭ. Можно начать строить хотя бы с этого вопроса. Как и многие другие институты (а ЕГЭ — это институт, правило игры), мы его заимствовали. Но забыли, что «там» он возник и утвердился в другой культуре, в культуре ответственности и независимой оценки любой деятельности. Чего у нас не было и нет (в обществе, власти, везде). Следовательно, чтобы этот институт стал эффективным, нужно менять культуру.

В данном случае речь идет о культуре независимого оценивания качества образования в школе. Такая культура от единичного стрессового акта раз в жизни, в июне 11-го класса, не возникнет. Лишь создаст новые проблемы. Что же нужно? Нужны регулярные независимые мониторинги знаний (и не только) школьников на протяжении всех лет обучения и по всем предметам. Скажем, раз в месяц и в формате той же ЕГЭ-матрицы. За 600–700 мини-ЕГЭ любой  школьник привыкнет к социальной неизбежности независимых оценок своего труда, а следовательно, к неизбежности отвечать за себя. Заодно не привыкнет шпаргалить, подсматривать, списывать (т.е. мошенничать), т.е. не привыкнет к тому, с чего и начинается многое дурное. И так уже с большим успехом делают в некоторых школах.

Думаю, что главная заслуга в том, что институт ЕГЭ в нашей стране еще не уничтожен, несмотря на яростное сопротивление образовательного сообщества, подстрекательства СМИ и дешевый популизм многих квазиполитиков, принадлежит именно В.В. Путину. Он не сдался под напором этой не лучшей культуры. Ему в руки тогда — создание иной культуры, той, в которой ЕГЭ — эффективный инструмент и оценки качества образования, и воспитания ответственности. Ему и быть гарантом строительства такой культуры, бытие которой уже не будет только риторикой.

Комментарии
Прямой эфир