Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умерла актриса Анастасия Заворотнюк
Авто
Первый электромобиль Xiaomi появился в России
Политика
Захарова завила о завершении работы над ответом на запрет вещания СМИ РФ в ЕС
Общество
Путин назвал уважение к Родине и старшим культурным кодом России
Мир
СМИ сообщили о намерении Макрона сформировать коалицию инструкторов для Украины
Мир
Лавров не исключил шагов РФ по ядерному сдерживанию в случае разворота США РСМД
Наука и техника
Ракета-носитель «Союз-2.1а» с кораблем «Прогресс МС-27» стартовала с Байконура
Общество
МЧС выпустило экстренное предупреждение о грозе в Москве
Мир
На Украине начнут штрафовать военнообязанных женщин за устаревшие учетные данные
Политика
Пост министра ЖКХ Крыма займет Максим Новик
Авто
ГИБДД заявила об отсутствии планов вводить штрафные баллы за нарушения
Мир
РФ после ударов ЦАХАЛ по лагерю в Рафахе призвала Израиль к выполнению резолюций ООН
Мир
Президент Эстонии разрешил использовать активы РФ для помощи Украине
Армия
ВС РФ уничтожили четыре безэкипажных украинских катера в Черном море
Наука и техника
Ученые NASA обнаружили необычный темный кратер на Марсе
Общество
В БЦ «Китай-город» начались обыски по делу экс-владельца банка «Югра»
Мир
СМИ сообщили о просьбе Макрона ослабить санкции Канады на титан из РФ

Маяковка ставит спектакль о Маяковском

Поэт мог бы жить — если бы верил в Бога. К такому выводу пришел постановщик Алексей Кузмин-Тарасов
0
Маяковка ставит спектакль о Маяковском
Источник фото: mayakovsky.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Белые стены, хрустальная люстра, три венских стула, обшарпанный чемодан… «Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник». Так теперь повелось не только в поэме «Хорошо», но и на сцене. В театре им. Вл. Маяковского репетируют спектакль о биографии великого поэта «Маяковский идет за сахаром».

До премьеры — считаные дни. Актеры, уже сроднившиеся с ролями, уточняют мизансцены, отрабатывают нюансы интонаций. За режиссерским столиком — недавний выпускник ГИТИСа Алексей Кузмин-Тарасов. Рядом — автор пьесы Саша Денисова и художница Полина Гришина (сокурсница постановщика по совместной мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, вместе учивших режиссеров и сценографов).

— Здесь будет зэтэмэ? — раздается откуда-то сверху.

— Нужно сговориться по репликам, — отвечает постановщик.

Таинственные «зэтэмэ» (затемнения) необходимы для смены эпизодов, пространств и времен. Сцены про прошлое перебиваются настоящим. Двое ведущих не без иронии отстраняются от происходящего. Один размышляет о величии Маяковского, другой пытается соотнести драмы и переживания поэта со своим личным опытом.

Первый комментатор — актер Всеволод Макаров предстает еще и чекистом Яковом Аграновым. Второй — Игорь Мазепа — игриво перевоплощается во Всеволода Мейерхольда. Сергею Быстрову досталось шесть ролей (Бурлюк, Хлебников, Брик, Шкловский, Керженцев, Пастернак), Татьяне Волковой — семь, причем не только женских (от домработницы Аннушки до Зинаиды Райх), но и мужских — художников Черемных и Митурича.

Зато роль Лили Брик разделили на двоих. Молодой ее играет Мария Фортунатова. Пожилой дамой, вспоминающей былое, — народная артистка России Галина Анисимова, усилившая своим авторитетом молодежную команду спектакля. Заглавная роль доверена Владимиру Гуськову, явно похожему на Маяковского внешне.

Но для режиссера Алексея Кузмина-Тарасова портретное сходство актеров и персонажей не имело значения.

— Я хотел поставить игру в то время. Мы не можем воссоздать точно ситуации прошлого. Только попробовать их представить, — поясняет режиссер «Известиям». 

От обилия знаменитых имен, включенных в пьесу Денисовой, может закружится голова. Но актеры — практически ровесники своих персонажей — сбивают «хрестоматийный глянец», играют живых людей. Смешных, нелепых, трогательных в одних ситуациях, героически настроенных или трагически обреченных в других. Судьбу поэта не свести к единому центру. Но спектаклю необходима кульминация.

— Мне важна искренность его финала, — признается режиссер. — Маяковский ушел из жизни, понимая, что вокруг творится что-то не то. В нем была искренность искусства, которой очень не хватает именно сегодня. Он понял, что никому больше не нужен, что работает не на то, что, наверное, исписался и его не принимают. В нашем спектакле актер Игорь Мазепа от лица ведущего говорит о своем друге, в какой-то момент поверившем в Бога. У Маяковского тоже был такой выбор. Но не произошло.

В финале последняя любовь поэта Нора Полонская (ее играет Дарья Хорошилова) укутывает возлюбленного в белое полотнище. То ли в саван наряжает, то ли младенца пеленает. Настоящий театр не минуют многозначные метафоры, даже если спектакль основан на подлинных документах и научных исследованиях.

Малобюджетная постановка на малой сцене Маяковки — экспериментальный проект, продвигающий молодых режиссеров. Программу придумал Миндаугас Карбаускис, недавно ставший художественным руководителем театра. Постановки спектаклей о человеке, чье имя не одно десятилетие носит центральный московский театр, стали первым заданием новичкам. 

«Маяковский идет за сахаром», Театр им. Вл. Маяковского,  27 декабря, 7 января, 19.00

Комментарии
Прямой эфир