«Серых» телевизоров станет больше
Поставка иностранных товаров в обход официальных дистрибуторов (так называемый параллельный импорт) снижает их стоимость как минимум на 10%, а бывает, что и в пять-шесть раз. Однако многие компании всеми возможными способами сопротивляются подобным поставкам. Такие данные приводятся в исследовании «Влияние легализации параллельного импорта на потребительские рынки», подготовленном Высшей школой экономики (ВШЭ).
Исследование проводилось в наиболее популярных категориях: парфюмерия и косметика, потребительская электроника, автозапчасти, спортивная одежда и обувь. Меньше всего поставки в обход официальных дистрибуторов сказываются на потребительской электронике: товар оказывается дешевле лишь на 5–10%. Стоимость «параллельной» парфюмерии будет ниже на треть. Наибольшее падение цен наблюдается при поставках автокомпонентов — в среднем разница между ценой официального дистрибутора и «серого» составляет 60–80%, а в некоторых случаях разница достигает пяти-шести раз.
Причем для того чтобы достичь таких «скидок», импортер не идет ни на какие ухищрения, не занимается скупкой на европейских стоках и т.д. Зачастую это просто прямые поставки с предприятий-производителей или покупка в европейских гипермаркетах Metro и других подобных магазинах — цены в России изначально выше европейских и американских.
«Параллельный импорт и я — слова синонимы. Последние десять лет только им и занимаюсь. Вот вам пример. На полке «Азбуки вкуса» мой ирландский Guiness в прошлом году стоил 240 рублей, а теперь 170 рублей. То есть потребитель выиграл в цене 30%. И все из-за конкуренции между такими же, как я дистрибуторами», — рассказывает Андрей Гагарин, учредитель компании «Элитвода». С этой компанией судится производитель пива Heineken, пытаясь запретить ей поставлять в Россию Guiness (голландский концерн по лицензии Diageo разливает ее на своем заводе в Санкт-Петербурге) и чешское пиво Krusovice.
В «Азбуке вкуса» подтвердили, что работают с этими поставщиками. «Тот продукт, который производится здесь и варится в Ирландии — совершенно разные. Действительно, у нас на полке стоит Guiness не от официальных дистрибуторов — нам нужно только лучшее качество», — говорит генеральный директор сети Владимир Садовин.
В целом объем серого импорта составляет примерно 25% от всех поставок товаров, которые оказываются на полках российских магазинов. Легализация параллельного импорта приведет к определенному росту этой доли. «Главная опасность не в самом параллельном импорте, а в том, что под прикрытием оригинальной продукции осуществляется относительно массовый ввоз подделок и фальсификата», — говорит Вадим Радаев, первый проректор ВШЭ.
Исследователи особо подчеркивают опасность того, что в случае поставки некачественного товара репутационные риски все равно несет не его продавец, а производитель.
«В России несколько компаний представляют определенные торговые марки — они несут большие затраты на сертификацию, ввоз товара, рекламу, декларирование продукции и т.п. А некоторые люди просто ввозят этот же товар, возможно, в обход всех официальных процедур. Понятно, что это сказывается на рынке. Цены могут упасть процентов на 15», — говорит генеральный директор парфюмерно-косметической сети «Арбор Мунди» Александр Логинов.
Большинство производителей просто закрывают глаза на параллельные поставки. Именно поэтому Федеральная антимонопольная служба недавно предложила отказаться от национального принципа соблюдения интеллектуальных прав и перейти к международному, то есть легализовать параллельный импорт. В настоящее время эти предложения находятся на рассмотрении правительственной комиссии. «И предложения наши пока не отвергнуты», — уточнили в пресс-службе ФАС.