Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Эксперт заявил о желании ряда сил Грузии превратить ее в «антироссийский плацдарм»
Общество
Жителя Иркутской области осудили на 10 лет за смертельное ДТП
Общество
Суд в Приморье взыскал с рыбопромышленников Дальнего Востока 17,4 млрд рублей
Мир
Сильнейшее наводнение в Бразилии унесло жизни 10 человек
Армия
Зенитчики рассказали об особенностях работы ЗРК «Тор-М2» в зоне СВО
Мир
В ООН заявили, что число погибших и раненных в секторе Газа достигло 5% населения
Происшествия
В ДТП в Хабаровском крае погибли четыре человека
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении 12 БПЛА ВСУ над регионами РФ за ночь
Мир
Эксперт назвала вывод войск США из Нигера концом неоколониальной эпохи
Мир
Можин обвинил МВФ в финансировании терроризма из-за поддержки Киева
Мир
Количество погибших при обрушении магистрали в провинции Гуандун выросло до 36
Мир
СМИ сообщили о смерти еще одного источника утечек о проблемах самолетов Boeing
Армия
Морпехи группировки «Днепр» уничтожили диверсантов ВСУ на острове в дельте реки
Культура
Режиссер Франко рассказал о важности фильмов о ментальном здоровье
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Армия
Снайперы группировки «Центр» уничтожили группу пехоты ВСУ на авдеевском направлении
Мир
Украинский хакер Васинский получил в США 13 лет тюрьмы за киберпреступления

Важно не «размазать» миллиарды на поддержку всего и вся, имеющего вторичные признаки культуры

Архитектор Олег Шапиро — о культурных инициативах столичных властей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Финансовая экспансия в культуру Москвы — третья после идеи заменить на московских  тротуарах асфальт на плитку и остановить неуправляемую застройку центра, значительная инициатива нового мэра. Причем инициатива не такая безнадежная и бессмысленная, как, скажем, вывод чиновников в новое идеальное поселение за пределами мегаполиса. 

Идея освоения городского пространства за счет функции культуры уже лет семь определяет неформальное, а значит, реальное развитие центра Москвы. Бывшие власти города, чрезвычайно увлеченные развитием ритейла на каждом свободном участке, не заметили и не поняли этой тенденции. Между тем в 2003 году на месте красильного цеха  открылся центр «Артплей», который положил начало реконструкции фабрики «Красная Роза». Предполагалось, что подобно Нью-Йорку освоение производственной площадки арт-сообществом привлечет внимание общественности и тем самым повысит стоимость недвижимости. Это была сумасшедшая затея — недвижимость в этом районе и так стоила запредельно, но арт-сообщество сложилось, и «Красная Роза» за год стала чрезвычайно модным местом с мастерскими архитекторов, студиями, кафе, галереей. И важно, что это было самодеятельное и самоорганизованное событие в развитии общественной и культурной функции города.

Почти одновременно владельцы бывших фабрик «Газгольдер» и «Винзавод» целиком отдали эти территории под развитие художественных галерей, выставочных зон, офисов модных дизайнеров одежды, архитекторов и т.п. Это также было решением девелоперов, то есть осознанной и экономически просчитанной инициативой. В 2008 году начала свое развитие именно как культурный кластер ждущая комплексной реконструкции территория фабрики «Красный Октябрь». В помещениях бывшего Московского хрустального завода имени Калинина образовался дизайнерский кластер «Флакон», и, наконец, в здании завода «Манометр» на «Курской» заново открылся «Артплей». Так что культура как движущая сила пространственного и социального развития центра Москвы все это время продолжала мощно набирать обороты. Например, на том же «Красном Октябре», по моим личным наблюдениям, несмотря на полное бездействие и несостоятельность действующей администрации, культурные инициативы, новые объединения, неформальные события буквально продавливают свое существование. Осталось подхватить этот тренд,  административно и экономически поддержать.

Но для того чтобы культура охватила массы, она должна стать градообразующей функцией столицы наряду с административной. Подобный путь развития городов не новость. Вспомним, как размещение крупной музейной институции, Музея Гуггенхайма авторства мировой звезды Фрэнка Гери, превратило Бильбао из заштатного городка в один из культурных и самых посещаемых городов атлантического побережья Испании и Франции. Президент Франции Миттеран шел на выборы в том числе с программой «Больших проектов Парижа», таких как театральный комплекс на площади Бастилии, парково-развлекательный комплекс Ла Валетт, библиотека Франции, реставрация Лувра с возведением стеклянной пирамиды архитектора Пея, Большая арка Дефанса с развитием прилегающих городских территорий. Это были проекты, охватывающие основные сферы культуры и социальной жизни Парижа, решающие в том числе задачи оживления депрессивных и окраинных районов. Уже сами по себе проекты, архитектурные конкурсы на них привлекли гигантское внимание. В результате подзатухшая общественная и культурная жизнь в Париже ожила, а в мире заново проснулся интерес к великому городу.

Москву от всех остальных столиц мира отличает ее уникальная роль центра социального эксперимента XX века. Этот коммуно-утопический прыжок длиной в 100 лет сопровождался массовыми достижениями в культуре: литературе, театре, музыке, живописи, архитектуре. Культура вообще, несмотря на кажущуюся невесомость и утонченность, имеет чрезвычайно массивное материальное воплощение. Так что Москва как город уникальных событий XX века может быть заново явлена миру со всеми своими удивительными идеологическими объектами — от инфернального Мавзолея до социальной жилой застройки 1970-х годов типа Беляево; от Клуба им. Русакова архитектора Мельникова, Дома-коммуны архитектора Николаева до последнего в истории неодворцового комплекса ВДНХ.

Очевидно, что для превращения культуры в одну из основных градообразующих функций Москвы есть все основания. Столица перестала быть индустриальным центром, и эта лакуна активно, но бессистемно заполняется постиндустриальными функциями — торгово-распределительной, информационной и пр. А между тем, как видим, уже сложился тренд использования культуры как двигателя развития городских территорий, соответствующий нашим традициям и ожиданиям (в силу своей во многом самодеятельности), с одной стороны, а город обладает обветшалой, но мощной инфраструктурой — с другой. При наличии денег и политической и управленческой воли у Москвы тоже все должно получиться. Особенно если внимательно изучить опыт подобных преобразований и не делать очевидных глупостей. Надо понимать, что только крупные объекты культурного назначения и масштабные программы способны преобразовать городскую среду и позволят ожидать изменений в поведении горожан. Важно не «размазать» выделяемые миллиарды на поддержку всего и вся, имеющего хотя бы вторичные признаки культуры. Ничего личного, но кто вспомнит, когда в последний раз произошло хотя бы какое-нибудь значимое событие, например, в Театре имени Ермоловой? И таких запыленных, забытых закутков от культуры с государственным статусом — сотни. Ни копейки на их бессмысленное полусуществование, иначе и этот золотой денежный дождь уйдет в песок.

 Автор — член попечительского совета Института архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка».

Комментарии
Прямой эфир