Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Международные соревнования «Гран-при «Небесная грация» проходят в Минске
Общество
ФСБ пресекла деятельность канала незаконной миграции в Ленобласти
Политика
Песков сообщил о подготовке визита Путина в Северную Корею
Мир
Индия примет участие в программах исследовательского реактора МБИР
Авто
Белорусские власти могут пересесть на автомобили Aurus
Происшествия
ВСУ выпустили 25 реактивных снарядов по селу в Белгородской области
Мир
Путин заявил, что легитимность Зеленского закончилась
Политика
Политолог допустил объявление импичмента президенту Грузии
Мир
Минобороны КНР предостерегло власти Тайваня от «игры с огнем»
Мир
Шольц назвал неприемлемой вечеринку с нацистскими лозунгами
Общество
Суд оставил в СИЗО экс-командующего 58-й армией ВС РФ генерала Попова
Авто
Массовый седан Hyundai Celesta стал доступнее в РФ
Мир
Международный суд ООН обязал Израиль прекратить военное наступление в Рафахе
Мир
Орбан сообщил о нежелании Венгрии участвовать в акциях НАТО вне страны
Общество
Панде Катюше из Московского зоопарка исполнилось девять месяцев
Общество
Выставку-форум «Россия» на ВДНХ посетил 14-миллионный гость
Мир
Милей назвал премьера Испании лжецом и трусом в ответ на отзыв посла

Даже у Королева были неудачи

Итак, состоялось успешное испытание межконтинентальной ракеты "Булава". Это радует. Но настораживает то, что до этого "Булава" никак не могла взлететь. И это создает иллюзию того, что в конструкцию "Булавы" заложены некие стратегические ошибки. Но так ли это?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С больной "Булавы"на здоровую

Итак, состоялось успешное испытание межконтинентальной ракеты "Булава". Это радует. Но настораживает то, что до этого "Булава" никак не могла взлететь. И это создает иллюзию того, что в конструкцию "Булавы" заложены некие стратегические ошибки. Но так ли это?

Еще на заре "машинного" века создатель двигателя внутреннего сгорания Рудольф Дизель много лет пытался довести двигатель до нужных кондиций. Но безуспешно. Один из величайших изобретателей в истории человечества обанкротился и покончил жизнь самоубийством.

Что касается современных ракет, то отец отечественной космонавтики Сергей Королев тоже прошел через череду долгих неудач. В октябре 1957 года запуску первого искусственного спутника Земли, который вывел нашу страну в лидеры космонавтики, предшествовали многие неудачные старты. И запуская первый спутник, Королев максимально упростил конструкцию ракеты, чтобы этот политически важный старт оказался удачным. И этот успех открыл дорогу к последующим за ним полетам - запуск первой собаки, запуск космического аппарата к Луне и, наконец, запуск в 1961 году на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина. Впрочем, и полет Юрия Гагарина, по мнению многих коллег Королева, был слишком рискованным. До старта Гагарина королевская "семерка" удачно поднималась на околоземную орбиту всего несколько раз, а большей частью терпела аварии на старте.

Современная ракетная техника чрезвычайно сложна. Достаточно сказать, что самая мощная советская ракета Н1, которая предназначалась для полета человека к Луне, так и не была отработана. Четыре старта Н1 в 1969-1972 гг. заканчивались авариями, иногда с тотальным разрушением стартовой позиции. Все кончилось тем, что советская лунная программа из-за неудач с Н1 была закрыта. Но через много лет опыт Н1, который, казалось бы, был неудачным, был использован в самой тяжелой в мире ракете "Энергия". Именно "Энергия" вывела в космос советский космический самолет "Буран".

Я диктую эти строки из Женевы - из крупнейшей в мире ядерной лаборатории ЦЕРН. Два года назад в ЦЕРНе при активном участии российских ученых был запущен самый большой в мире ускоритель элементарных частиц Большой адронный коллайдер. Этот ускоритель обещает прорыв к важнейшим тайнам Вселенной, открытие тех законов мироздания, которые пока остаются неразгаданными. Но сразу после запуска Большого адронного коллайдера он сломался. У лучших ученых планеты Земля ушел целый год на то, чтобы привести коллайдер в чувство. И вот уже год этот ускоритель работает успешно. Но до сей поры ученые не рискуют вывести его на полную мощность. Однако никому и в голову не приходит говорить о том, что в Большой адронный коллайдер заложены неразрешимые конструкционные ошибки. Современные технические системы настолько сложны, что требуют многолетних испытаний и скрупулезной отработки. В этом отношении история "Булавы" не является исключением. И те критики, которые говорят о тотальной обреченности российской ракеты "Булава", торопятся с непродуманными выводами и плохо знают историю современной техники. Могу сослаться на многих создателей российского атомного оружия: они не сомневаются в том, что "Булава" именно та ракета, которая обеспечит стратегическую надежность российского ядерного щита.

Комментарии
Прямой эфир