Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Как Cент-Экзюпери cтал нашим автором

20 мая 1935 года в "Известиях" вышла заметка Антуана де Сент-Экзюпери, 110-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни, - единственная публикация знаменитого французского писателя в советской прессе. Она была откликом на крупнейшую авиакатастрофу того времени - гибель самолета-гиганта "Максим Горький"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

20 мая 1935 года в "Известиях" вышла заметка Антуана де Сент-Экзюпери, 110-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни, - единственная публикация знаменитого французского писателя в советской прессе. Она была откликом на крупнейшую авиакатастрофу того времени - гибель самолета-гиганта "Максим Горький".

Весной 1935 года начинающий журналист, но уже известный писатель Сент-Экзюпери побывал в Советском Союзе - как специальный корреспондент газеты "Пари суар".

Как раз в те дни Москва и Париж скрепили дружбу договором о взаимопомощи. Около двух недель в "стране победившего социализма", которая очаровала немало западных интеллектуалов, произвели на Экзюпери сильное, хотя и неоднозначное впечатление. Он написал пять очерков для своей газеты. И одна заметка вышла в "Известиях".

"Главный редактор Николай Бухарин был человеком широких взглядов, он с энтузиазмом поддерживал международное реноме газеты. Поэтому в ее стенах появлялись такие необычные люди, как Бернард Шоу, Ромен Роллан и другие", - рассказывает журналист Андрей Иллеш, много лет проработавший в "Известиях". Это было одно из немногих изданий, которое могло позволить себе корреспондентскую сеть за рубежом уже в 30-е годы. Не исключено, что перед поездкой в Москву Сент-Экзюпери пообщался в Париже с кем-то из известинцев".

Увы, повод для публикации оказался трагическим. 18 мая в Москве разбилась самая большая крылатая машина своего времени - Туполев АНТ-20 "Максим Горький". Это был пассажирский многоместный самолет, поражавший воображение. На его борту размещались разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорительная радиоустановка "Голос с неба", радиопередатчики, фотолаборатория, библиотека и даже типография. Чудо техники придумали к юбилею литературного творчества знаменитого "босяка".

Накануне катастрофы опытному пилоту Сент-Экзюпери выпала уникальная возможность - совершить полет в кабине "Максима Горького". По некоторым данным, его "прокатил" сам летчик-испытатель Михаил Громов. Французский гость был в восторге. А через несколько дней случилось ужасное. На центральном аэродроме столицы на Ходынском поле проходил демонстрационный полет чудо-машины. Внутри находились 10 членов экипажа и 33 пассажира - строители АНТ-20 и члены их семей, в том числе маленькие дети. Ничто не предвещало беды. Но сопровождавший "Максима Горького" истребитель И-5 совершил неудачный маневр и протаранил гиганта. Прогремел взрыв, и гигант рухнул на дачный поселок "Сокол". Погибли 46 человек.

"Может быть, это было личное желание Сент-Экзюпери. А возможно, какой-то умный человек из "Известий" сам позвонил ему в гостиницу и предложил сказать какие-то слова на страницах газеты", - предположил Андрей Иллеш. Как бы то ни было, в номере от 20 мая - на третьей, "траурной", полосе, прямо под центральной статьей Бухарина - вышла колонка в три абзаца "О движущей силе". Под ней стояла подпись: "пилот и писатель, специальный корреспондент "Пари суар" Антуан де Сент-Экзюпери". Сейчас эта заметка - достояние истории. Вот выдержки из нее:

"Я летал на самолете "Максим Горький" незадолго до его гибели. Эти коридоры, этот салон, эти кабины, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь - все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку. Но еще больше, чем техническим совершенством самолета, я восхищался молодым экипажем и тем порывом, который был общим для всех этих людей. Я восхищался их серьезностью и той внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, которые обуревали этих людей, казались мне более мощной движущей силой, нежели сила восьми великолепных моторов гиганта.

Глубоко потрясенный, я переживаю траур, в который погружена сегодня Москва. Я тоже потерял друзей, которых только что узнал, но которые уже казались мне бесконечно близкими. Увы, они никогда больше не будут смеяться ветру в лицо, эти молодые и сильные люди..."

Роза, политая кровью

Комментарии
Прямой эфир