Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Академик-нонконформист Эдуард Штейнберг: "Мне не интересны целующиеся милиционеры"

Открыл Штейнберга, влачившего тогда нищенское существование, в середине 80-х годов известный французский галерейщик Клод Бернар. "Меня потрясла красота его картин, - говорит Бернар. - Мне было ясно, что за этими работами стоят великие традиции русского авангарда". С академиком Штейнбергом в его парижской мастерской встретился корреспондент "Известий"
0
Эдуард Штейнберг
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ряды Российской академии художеств пополнились четырьмя известными художниками-шестидесятниками, которых называют нонконформистами. Это Эрик Булатов, Владимир Немухин, Оскар Рабин и Эдуард Штейнберг. Самому молодому из них, Штейнбергу, 71 год. Последние два десятилетия он живет на два дома - между Парижем и Тарусой. Один из самых востребованных современных мастеров - Штейнберг выставлялся в Третьяковке, Русском музее, в нью-йоркском Музее Гуггенхайма и крупнейших галереях Европы. Открыл Штейнберга, влачившего тогда нищенское существование, в середине 80-х годов известный французский галерейщик Клод Бернар. "Меня потрясла красота его картин, - говорит Бернар. - Мне было ясно, что за этими работами стоят великие традиции русского авангарда". С академиком Штейнбергом в его парижской мастерской встретился корреспондент "Известий".

вопрос: Какие чувства ты испытывал в тот момент, когда президент РАХ Зураб Церетели надевал на тебя тогу академика?

ответ: Признание на родине ужасно приятно. А то, что тогу надевал сам Зураб Константинович, приятно вдвойне. Он же глава академии, и я к нему всегда нормально относился.

в: Это, конечно, событие: лидеры нонконформистов, гонимые при советской власти, вдруг влились в ряды классиков отечественной живописи.

о: Прежде всего - не вдруг. Мы работаем уже более полувека. Советская власть, естественно, нас не любила. Но сегодня время другое. И я сказал во время церемонии: "Кто старое помянет, тому глаз вон".

в: Словом, Академия воздала вам по заслугам.

о: Я был очень удивлен тем, что Церетели и особенно вице-президент Таир Салахов чуть ли не со слезами на глазах больше каялись, чем говорили о наших заслугах. Да, мы были гонимы, не признаны, но никакого чувства реванша у меня нет.

в: "Из нонконформистов - в конформисты", - съязвил кто-то из критиков по поводу вашего приема в Академию художеств. Власть, мол, приласкала бывших диссидентов.

о: Власть приласкала, и слава Богу, что сейчас в России нормальная жизнь.

в: Тебя еще недавно и орденом Дружбы наградили...

о: Жаль, что не наградили других нонконформистов. Но больше всего я тронут тем, что меня сделали почетным гражданином Тарусы. Я немного общественник и могу с этими регалиями помогать городу и заступаться за гонимых людей.

в: И как ты это делаешь?

о: Помогаю больнице, церкви. Я отдал на благотворительный аукцион свою работу, которую продали за 15 тысяч евро, и передал деньги больнице. У меня два дома в Тарусе, один из которых я хочу сделать фондом семьи Штейнберга (отец художника - известный поэт и переводчик Аркадий Штейнберг. - "Известия") и передать городу.

в: Ты говоришь, что помогаешь гонимым. А сейчас разве есть гонимые?

о: А как же! Я помогал добиться справедливости в скандальной истории, наделавшей много шума, с больницей в Тарусе. Затеяли хорошее дело, купили оборудование, и начались преследования чиновниками главного врача... Написал я письмо и местным властям по поводу женщины-инвалида, которая живет в десятиметровой комнате с дочерью. У них нет даже воды. Это тоже гонимые.

в: Значит, ты в Тарусе играешь роль правозащитника?

о: Да. Все обиженные властью могут постучаться в мою дверь, и я помогу, чем смогу.

в: Почему ты так привязан к Тарусе?

о: Меня привезли туда в месячном возрасте. Я там стал художником. Таруса была знаменита еще до революции - здесь жили Балтрушайтис, Поленов, Борисов-Мусатов, приезжали Бальмонт, Андрей Белый, Цветаева. А в советское время - Рихтер, Паустовский, Тарковский, Мессереры. В Тарусе бывал и Солженицын.

в: Раньше ты в основном жил в Париже, а теперь тебя, по твоим словам, "тянет в свою конуру".

о: У меня дважды был рак - в Париже я лечился... Конечно, меня из Франции тянет в Тарусу. Хотя друзей у меня сейчас больше в Париже. Я все-таки нахожусь во французском художественном пространстве, и Париж - моя вторая родина.

в: Высшим из искусств французы считают "искусство жить".

о: Да, они умеют жить и живут сегодняшним днем. Так и нужно делать. Но главное, что здесь человек защищен законом. К тебе не подойдет полицейский и ни за что ни про что не даст по морде. У нас же в России до сих пор в этом отношении абсолютное бесправие.

в: Ты часто называешь себя почвенником. Что это значит?

о: Почвенник - это тот, кто ходит по земле, не отрывается от нее. Я люблю свою географию, а меня обвиняют в том, что я "националист", "патриот". Но я действительно люблю Россию. Что в этом плохого?

в: Где тебя лучше понимают как художника - на Западе или в России?

о: Меня, по-моему, ценят и там, и там. Но, конечно, элитарный круг. Я часть русско-европейской культуры. Мой идол - Казимир Малевич. Он остается больше мистиком, чем художником.

в: В твоей абстрактной живописи много религиозных символов.

о: Я же верующий человек, и у меня все построено на христианской философии.

в: Сегодня цены на картины художников твоего поколения достигли на аукционах умопомрачительных высот. Кабаков уходит за несколько миллионов долларов. К миллионному рубежу подтянулись Краснопевцев, Булатов, Васильев... Неужто они стоят таких денег?

о: Раз платят, значит, стоят. По этому поводу можно смеяться, можно аплодировать. Но я настроен скептически. Я немного знаком с положением на арт-рынке. На западное искусство таких цен нет.

в: Одни эксперты предсказывают российскому арт-рынку неизбежный крах. Другие, напротив, убеждены, что при нынешних ценах на нефть будут расти и цены на искусство.

о: Мой прогноз сводится к тому, что этот рынок непременно рухнет. Из современных художников останутся два-три: Кабаков, Вейсберг, Краснопевцев. Когда понесут продавать остальных, то их картины будут стоить две копейки.

в: В "Гран пале" только что прошел салон "Арт-Париж", широко распахнувший двери для российского искусства. Георгий Острецов показал скульптуру - некое подобие человека-автомата, совокупляющегося с холодильником. Другой наш мастер запечатлел на холсте китайца, насилующего русскую девушку. Может, прав экс-министр культуры Соколов, назвавший такие творения порнографией?

о: Это чудовищная пошлость. И для Соколова, который воспитан на настоящей культуре, - это, конечно, порнография. Но запрещать не надо. Любой запрет вызывает обратную реакцию.

в: Художнику для самовыражения нужна полная свобода?

о: Пикассо сказал, что искусству вообще свобода не нужна. Он говорил, что искусство рождается тогда, когда нет свободы, а при полной свободе оно умирает. Убивают его и деньги.

в: Ты утверждаешь, что художник творит для себя. Но вот Рубенс и Рембрандт работали на заказ.

о: У них заказчики были другие - на уровне художника. И потом заказ заказом, но они писали для себя, думая о Боге, о смерти, о жизни.

в: Знакомый арт-дилер недавно жаловался, что спрос на современных российских художников растет, а вот "качественного товара", мол, не хватает.

о: Территорию захватили господа кураторы и арт-дилеры. Сплошная коммерция. Сегодня какой-нибудь куратор на венецианской биеннале несет ахинею и думает, что кругом идиоты. Король-то давно голый, но все молчат, боятся выглядеть дураками.

в: Собрание Третьяковки отражает положение дел в современном отечественном искусстве?

о: В какой-то степени да. Хотя в экспозиции почему-то сейчас нет таких замечательных художников, как Свешников или Харитонов. Но все-таки мое поколение в основном представлено. И мне нравится, что там есть и авангард, и соцреализм. Так и должно быть - это же наша история.

в: В элитный список россиян, опубликованный в прессе, попали всего два художника - Илья Глазунов и Никас Сафронов. Оба занимают 104-ю позицию.

о: 104-е место не так плохо. Значит, о них все-таки думают. И Глазунов, как бы к нему ни относились, - явление. Плохое, но явление.

в: Сегодня самое передовое русское искусство ничуть не уступает в смелости западному.

о: Наше искусство очень провинциально. У нас все еще изобретают велосипед, которым на Западе пользуются уже полвека.

в: Ну а как же родимый соц-арт, который подняли на щит на Западе?

о: Искусство в России сильно политизировано. Соц-арт - чистая политика, окрашенная русской географией. Совдепии давным-давно нет. Сколько можно об этом говорить! Мне не интересны целующиеся милиционеры.

в: Есть ли у современного искусства какая-то миссия, кроме эпатажа?

о: Заморочить голову. Обдурить. Продать. Это театр абсурда. Как сказал один француз: "Что модно, то и есть искусство".

в: Встречал ли ты среди сегодняшних коллекционеров новых Третьяковых, Щукиных или Морозовых?

о: Нет. Это все собиратели... денег, к сожалению.

Комментарии
Прямой эфир