Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Общество
В Москве зафиксировали самое холодное 7 мая за последние 25 лет
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России предложили облегчить возврат полной стоимости авиабилетов путешественникам. Новым основанием может стать объявление о чрезвычайной ситуации в стране прилета. Письма с такой инициативой в Минтранс и Госдуму направило Общероссийское объединение пассажиров (ООП). В перспективе мера позволит минимизировать денежные потери пассажиров. Но в сегодняшней ситуации может создать дополнительные риски разорения авиакомпаний, чьи потери из-за масштабных ограничений перелетов могут превысить 100 млрд рублей, предупреждают эксперты.

Чрезвычайная билетная ситуация

В Воздушный кодекс (ВК) России предлагается внести поправки, расширяющие перечень случаев вынужденного отказа пассажира от авиаперелета, в которых он может вернуть деньги за билет. Об этом говорится в письме ООП министру транспорта РФ Евгению Дитриху от 19 марта (документ есть у «Известий»).

Общественники просят в п. 2 ст. 108 ВК указать новую причину для возврата авиакомпанией средств пассажиру — введение чрезвычайной ситуации (ЧС) в пункте прилета.

Сегодня основанием для того, чтобы потребовать от перевозчика возврата стоимости воздушной перевозки, являются отмена или значительная задержка рейса по вине авиакомпании, а также болезнь человека (должна подтверждаться документами). Отказаться от перелета, не потеряв деньги, можно и в случае болезни либо смерти близкого родственника.

Аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В письме общественной организации подчеркивается, что из-за отсутствия пункта о ЧС многие пассажиры не могли вернуть полную стоимость билета и отказаться от вылета в страны с большим числом заболевших вирусом COVID-19 — до момента официального закрытия авиасообщения с этими государствами.

Председатель ООП Илья Зотов подтвердил «Известиям» отправку письма в Минтранс. По его словам, аналогичное обращение направлено главе комитета Госдумы по транспорту.

Глава ООП пояснил, что в период распространения коронавируса в организацию поступали многочисленные жалобы авиапассажиров. Так, Италия ввела режим ЧС 31 января, но полеты в эту страну РФ ограничила лишь 13 марта, и россияне не могли вернуть всю сумму, потраченную на билеты. В Китае режим ЧС с наивысшим уровнем опасности был объявлен 25 января, а авиасообщение между КНР и РФ сохранялось до 1 февраля. По словам Ильи Зотова, речь идет о десятках тысяч пассажиров, которые не имели права отказаться от поездки и теряли деньги либо были вынуждены рисковать здоровьем.

Стойки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Внесение изменений в ст. 108 ВК позволит защитить права пассажира на безопасный отдых и расширит возможности для возврата средств для граждан, которые опасаются за свою жизнь, — говорится в обращении в Минтранс.

В ведомстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Спасение утопающих

На фоне обострения ситуации с распространением коронавируса с 23 марта российские власти ввели жесткие ограничения на международное авиасообщение. Отменены все перелеты, кроме 146 маршрутов — между Москвой и столицами других государств. Если у пассажира билет в одну из столиц, куда еще открыты полеты, требовать компенсации стоимости невозвратного билета он не сможет.

Для того чтобы россияне могли вернуться из-за границы, авиакомпании продолжат выполнять чартерные рейсы. Наиболее уязвимы в этой ситуации оказались туристический бизнес и авиаперевозчики. Потенциальные потери последних из-за закрытия международных линий замглавы Минтранса, руководитель Росавиации Александр Нерадько 17 марта оценивал в сумму более 100 млрд рублей.

В S7 Airlines сообщили «Известиям», что в сложившейся ситуации авиакомпания, вне зависимости от тарифа, позволяет пассажирам гибкие условия перебронирования. Купленные до 4 марта билеты еще можно успеть обменять на более поздние даты вылета или другие направления из маршрутной сети авиакомпании (эти условия действуют до 4 апреля). Перевозчик также ввел специальные сертификаты: их можно использовать для возврата полной стоимости авиабилета. Деньги останутся на личном депозите пассажира, их можно будет потратить на новое путешествие в течение одного года. В обоих случаях придется заплатить сбор в 1 тыс. рублей (для всех билетов тарифа «Базовый»), добавили в авиакомпании.

Кассы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Пассажиров Nordwind описанная ситуация с невозвратом денег не коснулась: регулярных рейсов в Европу компания не выполняла, а туристов из КНР возили чартерными рейсами по заказу туроператора, сказал «Известиям» представитель перевозчика. Он добавил, что сегодня на все билеты на регулярные рейсы, купленные с 14 марта по 15 апреля включительно (без ограничения даты вылета), действуют особые правила возврата и обмена. Это можно сделать, заплатив сбор 900 рублей за перелет по РФ или €10 — за границу.

У Utair также действует программа изменения даты вылета за рубеж, но денег компания не удерживает, сказали в пресс-службе перевозчика. Пассажирам предоставляется возможность однократно обменять билет на любую дату без изменения направления — вплоть до 31 декабря 2020 года. При обмене билета отмененного рейса на даты вылета после 1 июня необходимо будет доплатить разницу между тарифами, но сборы и штрафы взиматься не будут.

В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.

— Предложение Объединения пассажиров абсолютно логичное. В перспективе такая мера позволит поднять доверие к перевозчикам и спрос на их услуги, — сказал «Известиям» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Терминал
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

C этой точкой зрения согласна член Общественной палаты Елена Сутормина. Она подчеркнула, что люди, как правило, покупают авиабилеты за несколько месяцев до вылета, поэтому у пассажиров должна быть возможность вернуть деньги в такой ситуации, как введение режима ЧС.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, однако, отметил: невозвратные тарифы вводились перевозчиками как раз для того, чтобы переложить риски на пассажиров и за счет этого снизить стоимость билетов.

У авиакомпаний ситуация на рынке перевозок и так катастрофическая, поэтому для некоторых из них такие условия — если их ввести сейчас — могут стать неподъемными, — считает он.

По его мнению, в перспективе предложенная поправка возможна, но дополнительные риски всё равно будут заложены в стоимость перелета.

Петр Шелищ считает, что перекладывать всю ответственность на потребителя неправильно. Невозврат денег, который произошел в такой ситуации, не спасет авиакомпании, а только затянет агонию отдельных игроков рынка. Объемы финансовых потерь перевозчиков таковы, что им нужны масштабные меры поддержки, которые может обеспечить только государство, уверен он.

Прямой эфир