Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики Су-25 ВКС России ракетами С-8 уничтожили опорный пункт ВСУ
Общество
В Госдуме напомнили об увеличении военных пенсий с октября
Мир
СМИ сообщили о создании Трампом подробного плана завершения конфликта на Украине
Мир
Украинские СМИ сообщили о перебоях с электричеством после взрывов в Павлограде
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Здоровье
Врач назвал опасности для сердца и ЖКТ из-за проблем с зубами
Армия
Расчет ПТРК «Фагот» группировки «Запад» уничтожил пулеметные точки  ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и умеренное тепло в Москве 4 мая
Мир
Трамп заплатил $9 тыс. штрафа за нарушение приказа о неразглашении информации
Мир
Пентагон заключил контракт на $23,5 млн на покупку для ВСУ оружия против глушилок GPS
Происшествия
В Ростовской области возбудили дело из-за истории с выселением из дома дочери бойца СВО
Мир
Кеннеди-младший призвал прекратить расширение НАТО и назвал альянс бессмысленным
Общество
Мать найденных в подвале в Петербурге мальчиков заявила, что ей вернут детей
Мир
Тушение завода Diehl в Германии остановили из-за угрозы загрязнения
Мир
Минобороны Украины предупредило о лишении части чиновников брони от мобилизации
Мир
Эрдоган заявил о готовности к западной критике за прекращение торговли с Израилем
Армия
Сержант Кутлубаев спас сослуживцев от атакующих FPV-дронов ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Официальный Киев планирует построить на Украине две военные базы по стандартам НАТО. Располагаться они будут, по словам министра обороны страны Андрея Загороднюка, в Мариуполе в Донецкой области и в Северодонецке на Луганщине. Возвести их собираются «в чистом поле». Если планы Киева будут реализованы, одна из баз окажется в 7 км от границы с ДНР (и 40 км — от российской), вторая — в 25 км и 90 км от ЛНР и РФ соответственно. Между тем в Донбассе и без этого неспокойно — 18 февраля на участке линии соприкосновения с ЛНР произошел бой между военными самопровозглашенной республики и ВСУ. Стороны обвинили друг друга в провокации. Специальный корреспондент «Известий» встретился с военными и политиками в республиках Донбасса и узнал, какие риски создают новые инициативы Киева.

Фонтан идей

В Донецке и Луганске к громкому заявлению Киева о базах по стандартам НАТО отнеслись спокойно, если не сказать безразлично. Общую реакцию жителей на прозвучавшую новость можно было бы охарактеризовать так: «Очередное сотрясание воздуха. Украина постоянно выступает с какими-то инициативами, причем противоречащими друг другу, — то стремление к миру, то отказ от него. А война продолжается».

Для военных новость о возможном строительстве баз не стала чем-то неожиданным, заявил «Известиям» замглавы народной милиции ДНР Эдуард Басурин.

— Киев с первого года войны идет по этому пути, — пояснил донецкий военачальник. — С 2014 года американские инструкторы ведут обучение украинских солдат и офицеров на Яровском полигоне в Львовской области. Три года назад в Очакове американцы принялись возводить центр оперативного командования для флота Украины. Причем официально, не скрываясь. Но почему-то раньше на это никто не обращал внимания. А мы говорили об этом постоянно.

Последствия обстрела
Фото: ТАСС/Валентин Спринчак

Более того, с 2019 года в конституции Украины закреплено «стремление по вхождению в Евросоюз и НАТО», отметил Эдуард Басурин, поэтому решение о создании баз вполне предсказуемо. Впрочем, никакого беспокойства, по его словам, на этот счет в Донбассе нет.

А что нам беспокоиться? Пусть продолжают заниматься своими глупостями. Тем более пока это только слова, — добавил он.

В соседней ЛНР, комментируя заявление Киева, отметили, что сейчас сложно давать этому однозначную оценку.

— Мы считаем, что это предложение носит больше популистский характер и рассчитано на аудиторию внутри Украины, — пояснил «Известиям» официальный представитель народной милиции Луганской народной республики Яков Осадчий. — На фоне отсутствия прогресса в мирном урегулировании и каких-то значимых побед на внешнеполитической арене подобные инициативы, видимо, должны демонстрировать украинским гражданам приближение страны к членству в НАТО и ЕС.

Выбор локации — Северодонецка — Яков Осадчий объяснил следующим образом.

Техника
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

— Северодонецк — стратегический объект для властей Украины. В этом городе сегодня размещены ключевые институты управления и административно-хозяйственной службы, а также сосредоточена основная инфраструктура так называемой Луганской области, — отметил он. — Дополнительным фактором можно назвать наличие действующего аэродрома для оперативной логистики с целью обеспечения воинских частей и соединений.

При этом, подчеркнул военный, в случае эскалации напряженности и провокаций на линии соприкосновения ЛНР готова будет дать адекватный ответ, несмотря «ни на какие базы и любые иные факторы и обстоятельства».

Между тем обострение уже произошло 18 февраля именно на участке линии соприкосновения в ЛНР. В республике утверждают, что ВСУ попытались закинуть на ее территорию диверсантов. Киев уверяет, что луганские военные начали наступление на позиции украинских военных. Обе стороны обвинили друг друга в обстрелах с применением тяжелого вооружения, запрещенного Минскими соглашениями. Таким образом, и без того неспокойной обстановке военные базы Украины по образцу НАТО явно стабильности не добавят.

Не помогло

Со знанием ситуации подошел к вопросу председатель совета героев ДНР Ахра «Абхаз» Авидзба.

На территории Абхазии в Кодорском ущелье в свое время появились грузинские базы, построенные по стандартам НАТО, — рассказал «Известиям» Ахра Авидзба. — К чему всё это привело — известно: оружия у грузин мы забрали так много, что хранить пришлось под открытым небом, только охрану выставляли. А вспомните Дебальцево. Там украинские военные и их западные помощники тоже накапливали оружие и технику. В итоге и там нам пришлось всё забирать. Поэтому если Украина хочет — пусть строит.

Параллели с Грузией и 2008 годом провел и донецкий политолог и аналитик Андрей Бабицкий.

Грузинский солдат в Кодорском ущелье

Грузинский солдат в Кодорском ущелье

Фото: ТАСС/Сергей Метелица

— В Грузии западные инструкторы несколько лет активно тренировали местных военных, проводили совместные учения, и в августе 2008-го грузинские военные входили в Цхинвал в натовской форме и с натовским же оружием, — пояснил политолог. — Но им это никак не помогло. После того как Россия начала акцию по принуждению грузинской армии к миру, они позорно бежали с поля боя.

Что касается точек на карте для баз, то, по словам Андрея Бабицкого, они вполне предсказуемы. Мариуполь — порт, стратегически важный город. Северодонецк — важная сухопутная база.

Иллюзий не осталось

Перспектива появления в Восточной Украине баз по стандартам НАТО лишний раз доказывает, что Донбасс в 2014 году сделал правильный выбор, считает депутат Народного совета ДНР Мирослав Руденко.

— Сейчас иногда можно услышать мнение некоторых экспертов: «Вот, не нужно было начинать сопротивление, договорились бы с Киевом, более того — разогнали бы давно этих бандеровцев!» Но происходящее четко расставляет всё по своим местам. Никто бы никого не разогнал и ни с кем не договорился, задавили бы несогласных, и всё, — считает он. — Да, сегодня нам сложно: экономическая блокада, непризнанность, война, социальные трудности. Но это был единственно верный выбор, иллюзий уже не осталось.

Донбасс
Фото: РИА Новости/Дэн Леви

По словам Мирослава Руденко, базы по стандартам НАТО — одно из звеньев цепи по переформатированию Украины. Сюда же относится и переписывание истории — в первую очередь Великой Отечественной войны, и запрещение русского языка на официальном уровне, и закон о земле, который сейчас принимается.

— Главный вывод, который можно сделать из заявления о военных базах, — ни по какому мирному пути Украина идти не собирается, — резюмировал депутат. — Киев не пытается искать способы разрешения конфликта, а консервирует его.

Между тем Владимир Зеленский, комментируя ситуацию на луганском направлении, заявил, что украинские военные взяли ситуацию под контроль, и добавил: «Только с сильной армией можно садиться за стол переговоров. Мы уверенно приближаемся к прекращению войны и к миру».

Прямой эфир