Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Небензя назвал членство Палестины в ООН условием разрешения ближневосточного конфликта
Мир
В Швейцарии отменили выступление оперной певицы Анны Нетребко
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Армия
СМИ сообщили о разгроме «Искандером» двух установок HIMARS ВСУ
Происшествия
Украинский БПЛА повредил линии электропередачи в Курской области
Мир
Минфин США объявил о новом пакете антироссийских санкций
Происшествия
В баре в Архангельской области посетителя избили и облили кипятком
Мир
Археологи обнаружили пять скелетов под «Волчьим логовом» Геринга в Польше
Стиль
Первый трудовой договор принцессы Дианы продали на аукционе за £8,5 тыс.
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Мир
Reuters сообщило о давлении США и союзников на ОАЭ из-за торговых связей с РФ
Мир
Четыре человека задержаны в Португалии по подозрению в содержании в рабстве мужчины
Мир
Кандидата в Европарламент от французской партии социалистов облили краской
Мир
Во Франции призвали прекратить поставки оружия ВСУ и начать переговоры
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Курской областью
Мир
Протестующие в Тбилиси устроили пожар возле здания парламента
Общество
Синоптик спрогнозировал похолодание в Москве в начале мая

Горю без конца: в Израиле заложили «Свечу памяти» о блокаде Ленинграда

Церемония состоялась, несмотря на обстрел из сектора Газа
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Израиле, в отличие от стран Восточной Европы, чтят память героев Красной армии, это одна из немногих стран, где монументы советским солдатам не только сохраняются, их становится больше. Об этом «Известиям» заявил посол России в Израиле Анатолий Викторов. Дипломат принял участие в церемонии закладки первого камня в основание памятника жертвам блокады Ленинграда в Иерусалиме. Между тем, «Известия» выяснили, что не все ветераны, перенесшие те блокадные зимы и ныне проживающие в Израиле, получают пенсии — в посольстве РФ это объясняют тем, что у них нет российского гражданства.

Тревожный вторник

Утро вторника в Израиле началось с сигнала воздушной тревоги — ночью генштаб страны нанес точечные удары по сектору Газа — был ликвидирован Баха абу аль-Ата, командующий северным округом «Исламского джихада» (организация запрещена в РФ). Также удар был нанесен по Дамаску — целью был дом руководителя радикальной палестинской группировки Акрама аль-Аджури. Позднее премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху назвал Абу аль-Ату «тикающей бомбой».

А в семь утра на южные города Израиля обрушился ответный огонь. За день боевики выпустили более 190 самодельных ракет по промышленному центру еврейского государства. Сработала система ПРО «Железный купол», но несмотря на это, несколько боеголовок разорвались в жилых домах Решивота. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

Тревога звучала в Тель-Авиве и Модиине — город расположен всего в 20 минутах езды от главных воздушных ворот Израиля — аэропорта Бен-Гурион. В школах и детсадах Тель-Авива отменили занятия — впервые с 1991 года, когда по израильским городам стрелял Саддам Хусейн. Было остановлено движение всех поездов в стране. Корреспондента «Известий», прибывшего в Иерусалим днем ранее, разбудили стуком в дверь — девушка с ресепшена на всякий случай предупредила — бомбоубежище на минус первом этаже, не пользуйтесь лифтом и закройте окна.

В эти утренние часы в мэрии Священного города решался важный вопрос: переносить церемонию закладки «Свечи памяти» — памятника жертвам блокады Ленинграда в Иерусалиме — или положиться на провидение — всё же земля обетованная — и провести праздник. Градоначальник Моше Лион решил не отменять мероприятие, ради которого со всего Израиля на автобусах приехали ветераны Великой Отечественной войны, пережившие страшнейшие 900 дней блокады.

Над парком Сакер в самом центре Иерусалима, где и будет установлена «Свеча памяти», с 12 часов дня звучала главная музыка блокады — Седьмая симфония Шостаковича. Мелкая дробь барабана — тема фашистского вторжения — удивительно совпадала с атмосферой тревоги, царящей в стране на фоне ракетных атак.

Моше Лион начал свою речь с того, что выразил слова поддержки жителям юга и центра Израиля, а также всем солдатам, несущим службу в эти трудные часы. И отметил, что как мэр Иерусалима — города, пережившего за два десятка веков сотни дней блокады — чувствует глубокую солидарность и уважение к подвигу ленинградцев.

— Главную роль в войне против нацизма принял русский народ и Красная армия, Израиль не забывает, какую основополагающую роль сыграли советские войска в победе, — заявил политик, а зал взорвался аплодисментами.

Сам монумент представляет собой стелу высотой 8,5 м, которую венчает навершие в форме свечи — ночью оно будет подсвечено особым образом, чтобы передать всполохи пламени.

Моше Лион также подчеркнул, что 27 января — День снятия блокады Ленинграда — важная дата и для россиян, и для еврейского народа. 27 января 1944 года советские войска освободили Северную столицу, а годом позже в этот же день — концлагерь Освенцим. Поэтому с одной стороны «Свечи памяти» будет изображена звезда Давида и минора, окруженные колючей проволокой — символ жертв Холокоста, а с другой — ласточка с письмом в клюве.

Такие значки носили ленинградцы в 1942–1943 годах, после того как фашисты пообещали, что в осажденный город не пролетит даже птица. Ласточка несет с собой хорошие вести с большой земли и надежду на освобождение.

— Израиль занимает второе место после Санкт-Петербурга по числу проживающих ветеранов-блокадников — у нас их свыше 1,3 тыс. человек, чем мы очень гордимся, — подчеркнул мэр. В Северной столице ветеранов в пять раз больше — порядка 7 тыс. человек.

Невеселый праздник

Выступавший вслед за мэром вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, в свою очередь, рассказал, что памятник воздвигнут по инициативе Ассоциации ветеранов Израиля, но полностью профинансирован за счет частных средств. Материальную поддержку проекту оказали Евро-Азиатский Еврейский конгресс (ЕАЕК), Российский Еврейский конгресс, филантроп Виктор Вексельберг и многие другие.

— Я горд тем, что еврейский народ никогда не забывает, что он был спасен по воле Всевышнего руками бойцов Красной армии. В других странах, к сожалению, разрушают памятники в честь советских героев, а мы будем воздвигать и помогать живым ветеранам всем, чем можем, — заявил «Известиям» президент ЕАЕК Михаил Мирилашвили.

«Свеча Памяти» станет знаком дружбы между Россией и Израилем для многих будущих поколений, заявил «Известиям» Виктор Вексельберг.

— Для меня это очень важное и личное событие. Мои родители участвовали в Великой Отечественной войне, отец был контужен под Сталинградом, а мама дошла до Берлина, — рассказал предприниматель «Известиям». — С отцовской стороны по еврейской линии вся семья — 17 человек — были убиты фашистами. Поэтому День Победы для меня — не просто красный день календаря. Это очень важный, пусть и невеселый, праздник. Принимать участие в увековечении памяти героев войны — в том числе героев Ленинграда, мужества его защитников — для меня большая честь.

Посол России в Израиле Анатолий Викторов в беседе с «Известиями» также подчеркнул — в отличие от некоторых стран Восточной Европы, где устанавливают памятники лжегероям, пособникам нацистов, в еврейском государстве по-прежнему глубоко чтят память героев войны.

— Хорошо и широко известно, что в Израиле как официальные лица, так и простой народ, очень бережно относятся к сохранению памяти Великой Отечественной войны. Жители страны по праву гордятся ролью евреев, которые воевали на фронтах, среди них много героев Красной Армии. Это то, что объединяет россиян и израильтян, — рассказал дипломат. — Семь лет назад в городе Нетании при участии Владимира Путина был открыт памятник в честь победы Красной армии над фашизмом. Это еще раз доказывает — у нас общий подход не только по отношению к жертвам войны, но и к исторической правде.

На фоне оркестр грянул «День победы», и все присутствующие, включая посла, сотрудников израильского МИДа и многочисленных блокадников запели, не скрывая слез. Лучше всего об этом сказал председатель союза ветеранов Второй мировой войны в Израиле Авраам Гринзайд: люди, которые встали на защиту своего города и своей Родины, — независимо от национальности — герои. И поэтому победа, как и война — одна на всех.

Блокада была, а пенсии нет

«Известия» поговорили с блокадниками, прибывшими на мероприятие в Иерусалим. Тамара Сидорова-Берман родилась в Ленинграде, в 1941 году ей исполнилось шесть лет.

— До февраля 1942 года мы с мамой оставались в Ленинграде. Потом нас по Ладоге эвакуировали и увезли в эшелонах в Башкирию, в Стерлитамак. Нас посадили в теплушки, не было места, мама стояла около двери, и ее пальто примерзло намертво, — признается Тамара. — Самое яркое впечатление — бомбежки. Помню, что я очень плакала, не хотела идти в бомбоубежище. Слава богу, наш дом — я жила на Петроградской стороне — остался цел. Отец служил на ленинградском фронте, приходил через весь город, отдавал нам свой паек, а сам голодал. Страшное было время. Я до сих пор прошу детей не выкидывать хлеб, прошу беречь каждую крошку.

Семену Копейкису исполнилось четыре года, когда началась блокада. Его, а также старшую сестру и брата эвакуировали по Ладоге на пароходе Красного Креста, однако по пути судно было атаковано фашистскими истребителями. Как тогда выжили — один Бог знает, признается ветеран.

— Мы были в блокаде с самого ее начала и до августа 1942 года, папа воевал, а мама умерла. И мы остались трое сами по себе — я, старшая сестра и младший брат. Есть нечего было. Мы брали столярный клей, разводили в блюдечке водой и ставили на окошко. Оно застывало, мы его ели как студень. Было страшно, — рассказал блокадник «Известиям». — Мы попали в детдом в Ивановской области. А потом отец пришел с фронта, нашел нас, причем совершенно случайно. Он был ранен, лежал в госпитале. Однажды его сосед по палате получил письмо из детдома. Его дочка написала, что у них есть два брата, активные, пляшут, поют. И сосед говорит отцу — Миша, а не твои ли это Сема и Наум? Отец сказал, чем черт не шутит, и послал запрос, всех нас троих нашел. Из детдома мы уехали в Казань, а потом к старшей сестре отца в Бухару и Ташкент. Оттуда я в 1990 году репатриировался в Израиль.

А сегодня пережившему ужас ленинградских зим 1941 и 1942 года блокаднику не выплачивают российскую пенсию — в посольстве РФ в Израиле это объясняют тем, что, несмотря на статус блокадника, Семен Копейкис не подал вовремя документы на получение российского гражданства — бывшие граждане СССР до 1992 года могли получить его автоматически, подав запрос. И теперь он гражданин Израиля, поэтому формально для России он — иностранец. А иностранцам пенсия не положена.

— Я говорю нашему посольству — как же, я ведь ленинградец, пережил блокаду, мой отец войну прошел. В 1990 году я был гражданином СССР, когда уезжал в Израиль. А теперь не могу получить российское гражданство. Узбекистан мне тоже не дает пенсию, — жалуется 89-летний блокадник. — В посольстве никак не реагируют, говорят — если вы не наш гражданин, мы не можем вам давать пенсию. Говорят, получайте гражданство России, а пока они это рассмотрят, пока выдадут — я боюсь не дожить до этого.

«Известия» обратились за комментарием к послу РФ в Израиле. Анатолий Викторов пообещал взять историю на заметку и способствовать решению вопроса. При этом он отметил — это, к сожалению, далеко не единичный случай.

— Да, такие обращения у нас есть, бывают разные казусы, мы обязательно разберемся, — пообещал дипломат. — В начале декабря по нашей просьбе в Иерусалим приедут представители Пенсионного фонда РФ, проведут консультации. Но для получения пенсии необходимо войти в российское гражданство. Законодательной базы для другого решения нет. Человечески запрос этот понятен, но закона такого нет.

«Свеча памяти» будет открыта уже в январе 2020 года. Ожидается, что на церемонию прибудет Владимир Путин.

Прямой эфир