Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил о рекордном объеме товарооборота России и Армении
Политика
Песков призвал быть оптимистами при оценке отношений России и Армении
Мир
В МИД РФ пообещали жесткий ответ на антироссийские шаги Великобритании
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
МИД Узбекистана предупредил о новых условиях въезда в Казахстан из-за России
Общество
Росморречфлот сообщил о штатной работе порта Петропавловска-Камчатского после пожара
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Мир
Олимпийский огонь прибыл из Греции в Марсель на борту парусника Belem
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Общество
Экипаж МКС передал поздравления россиянам с Днем Победы
Наука и техника
SpaceX успешно запустила Falcon 9 с 23 спутниками Starlink
Происшествия
Тракторист снес восемь бетонных столбов ограждения аэропорта Липецка
Мир
Президент Чехии раскрыл подробности об инициативе по доставке Киеву боеприпасов
Общество
Режим ЧС в сельском хозйстве ввели в Тамбовской и Липецкой областях
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Общность бытия

Академик Валерий Тишков — о значении Дня народного единства для россиян
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда мы говорим о Дне народного единства, то самый важный вопрос — а кого же мы подразумеваем под словом «народ»? Речь идет не только о всех россиянах, но и о наших соотечественниках, которые живут за рубежом и имеют связь с Россией. Это более широкая общность — Русский мир — люди, объединенные прежде всего знанием русского языка, любовью к русской литературе и истории.

Понятие «российский народ» утверждалось с трудом. После распада СССР советский народ ушел в небытие, поэтому новая Россия должна была возродить понятие «российский народ» и «россияне». И его далеко не Борис Ельцин придумал. Еще Михаил Ломоносов написал трактат «О сохранении и размножении народа российского», эти термины всегда были и у Николая Карамзина, и у Александра Пушкина.

Сегодня осознание того, что мы россияне, выходит на первое место среди других форм нашей идентичности. Может быть, в республиках, например в Татарстане или Якутии, оно конкурирует по степени важности и приоритетности с принадлежностью к национальности. Но в целом в России по всем опросам более 70% граждан ставят на первое место «я россиянин, гражданин Российской Федерации». Это очень важный сдвиг, который произошел за три неполных десятилетия, в том числе благодаря усилиям, которые делает государство по линии календаря, символики, образования и массового просвещения.

Из чего же складывается наша российская идентичность, или российское самосознание? Мы не просто носители одинаковых паспортов. Мы представляем собой полиэтничную гражданскую или политическую нацию.

В Конституции написано: «Мы многонациональный народ». Но в данном случае имеются в виду нации в смысле этнокультурном. При этом в целом мы политическая общность, и поэтому говорим о национальных интересах, о национальной олимпийской команде, национальных проектах, о здоровье нации, о лидере нации, под словом «нация» подразумевая российский народ.

Это не просто политическое и гражданское сообщество, здесь есть много объединяющих с точки зрения истории ценностей. Прежде всего это сопричастность к России как стране со своим характером и обликом, самой большой в мире.

Кроме того, это ведь и государство с великой культурой — то, что вызывает чувство патриотизма, который входит в российскую идентичность. Вы не будете думать, какой национальности Валерий Гергиев или Анна Нетребко. Это общероссийская культура: драматический театр, балет, словесность, литература. Чаще употребляется термин «русская литература», потому что она на русском языке, хотя авторы самых разных национальностей. Этническая культура также важна, но она входит в состав общероссийской, обогащая ее.

Нашу общую идентичность социологи, психологи и этнологи явно зафиксировали после Олимпиады в Сочи и присоединения Крыма. Эти два события сыграли очень важную роль в росте общего патриотизма, самосознания, солидарности и единства.

При этом единство не следует понимать как единообразие. Оно должно быть в многообразии, «из многих — единое» (E pluribus unum). У нас это единство включает в себя последователей всех мировых религий — православие, ислам, буддизм, иудаизм; многоязычие — полторы сотни языков; региональное разнообразие — ценности, поведение, нормы.

Последнее, к слову, составляет еще и чувство малой родины. Но я считаю, что нет большой родины без малой. При этом чувство причастности к своему краю, месту рождения, национальности и культуре, в которой человек появился на свет, не противоречат общероссийской идентичности и патриотизму, они сосуществуют.

Я участвовал в обсуждении того, нужен ли нам новый праздник на замену 7 ноября. Сначала думали о дне Бородинской битвы, но это самое начало осени и люди еще не успели поработать, чтобы объявлять выходной день. И тогда мы вспомнили о дате окончания Смуты. Поскольку новый праздник был установлен с началом президентства Владимира Путина, то идея завершения некой смуты и несобранности, которая была у нас в 1990-е годы, резонировала с изгнанием поляков и с окончанием Смуты в русском государстве.

Признан ли праздник народом? По крайней мере, 7 ноября уже никто не отмечает. Довольно большая часть молодого поколения относится с особым вниманием к Дню народного единства и знает, что такое 4 ноября. Впрочем, любые праздники не сразу утверждаются. Например, 9 мая в 1960-е годы фактически никак не отмечался, но потом пришло новое осознание значимости Великой Победы. Религиозные праздники тоже утверждались столетиями. Новый год не всегда отмечали на Руси, а иногда даже запрещали ставить елку.

Празднование 4 ноября Дня народного единства содержит в себе большой исторический смысл, а значит, у него есть будущее.

Автор — научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН и директор Центра социальной антропологии РГГУ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир