Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Мишустин анонсировал формирование новой модели оплаты труда бюджетников
Происшествия
Число погибших при падении автобуса в реку в Петербурге выросло до трех
Политика
Полпред президента РФ в ГД представил кандидатуру Мишустина на пост премьера
Политика
Путин встретился с Мишустиным перед рассмотрением его кандидатуры в ГД на пост премьера
Общество
Пять человек госпитализированы после падения автобуса в реку Мойку в Петербурге
Общество
Автобус с пассажирами упал в реку Мойку в Петербурге. Что известно
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Мир
В ФРГ заявили о работе над экстрадицией подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
В КНР выступили против ограничений США в отношении китайских компаний
Мир
ВМС Британии сообщили о нападении на судно у берегов Йемена
Мир
Суд в ФРГ решит вопрос об экстрадиции подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
Нарышкин счел невозможным прием Украины в НАТО в ускоренном формате
Экономика
Правительство выделило Курганской области 4 млрд рублей на восстановление после паводка
Мир
Centrus попросит США отказаться от запрета на импорт обогащенного урана из РФ
Политика
Молдавскому депутату Марине Таубер в ГД вручили орден Дружбы
Мир
У берегов Тайваня произошло землетрясение магнитудой 5,8
Мир
На здание бывшего генконсульства РФ в Лейпциге совершено нападение

Увидеть Москву и выжить: француз едет в Советский Союз

В новом фильме режиссера «Белорусского вокзала» эмигрант ищет репрессированного отца
0
Фото: WDSSPR
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Джаз из подворотни, горнило ГУЛАГа и советское шампанское в сугробе вместо холодильника. В российский прокат выходит «Француз» — новый фильм Андрея Смирнова, режиссера легендарного «Белорусского вокзала». Это черно-белая одиссея парижанина с русскими корнями в послесталинском СССР. По сюжету, 25-летний Пьер (его играет Антон Риваль) в 1957 году приезжает в Москву писать диссертацию про Большой театр. Но это официально, а на деле — искать следы своего отца, дворянина и интеллектуала, сгинувшего в годы Большого террора.

Ближе всего к «Французу» из недавнего кино располагается «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Фильм Смирнова, конечно, про 1950-е и Москву, но принцип почти тот же. Сюжет — во многом предлог для серии самоценных эпизодов, из которых понемногу собирается образ целой страны, выбирающейся из сталинской мерзлоты, — а ради этого, в общем, всё и затевалось. Мимо Пьера проходит целая галерея любопытных типажей — и вальяжный член Союза писателей (Роман Мадянов), который явно из «простых», но с дворянскими привычками; и преподаватель марксизма-ленинизма (Михаил Ефремов) — сын попа, поклонник «вражеских» голосов; и вечно усталый сотрудник органов (Сергей Уманов), который всё время настойчиво интересуется тем, чем интересуются другие.

Но это далеко не вся Москва. В поисках отца Пьер случайно находит своих дальних родственниц — пожилых «смолянок», ютящихся в одной комнате коммуналки (их уморительно и горько сыграли Нина Дробышева и Наталья Тенякова). Благодаря новым знакомым, балерине Кире (Евгения Образцова) и фотографу Валере (Евгений Ткачук), Пьер проникает и в совсем уж параллельный мир. Здесь художник-оформитель какого-то комбината Оскар (явно списанный с Рабина) продает на дому свои картины. В подвале джаз-банд Зубова (в реальности — Алексея Козлова) дает Чарли Паркера — и дает на удивление хорошо. Наконец, тут по рукам ходит самиздатовский журнал «Грамотей» (который на самом деле звался «Синтаксис»), где печатаются Бродский, Ахмадулина, Окуджава.

Сегодня послевоенный СССР у нас, кажется, бесповоротно присвоило телевидение, но «Француз» менее всего похож на утешительное ретро. Смирнов сознательно дистанцируется от ностальгического киномифа и пытается снимать как было — вплоть до деталей. Все персонажи вдохновлены историями реальных людей. В фильме полно непрофессиональных артистов с удивительной органикой, которую не подделать. Русского француза Пьера играет настоящий француз с русскими корнями (Риваль родился и вырос на родине Гюго). Балерину Большого театра Киру — прима-балерина ГАБТа Евгения Образцова.

И сам смирновский взгляд на предоттепельный СССР далек от привычных клише. Нет ни приторной тоски по ушедшему, ни испепеляющей злости. Жуткий рассказ о лагерном опыте (мощнейшая работа Александра Балуева) уравновешивает сцена новогодних посиделок, где есть искренность чувств, давно утраченная сегодня. И все, кого встречает Пьер на своем пути, — равноправная часть этой огромной, неспокойной страны. И искренние комсомолки, и советская элита, и «бывшие люди» из репрессированных аристократов, и непризнанные писатели, пишущие что-то на коленке после смены на заводе. Да и Пьер в их числе — парижский коммунист, сын русской дворянки.

Прямой эфир