Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Захарова назвала ОДКБ эффективной структурой обеспечения безопасности
Авто
УАЗ поднял цены на весь модельный ряд
Армия
Российским военнослужащим в зону спецоперации к Пасхе привезли куличи
Общество
В Ростове суд приговорил украинца к 18 годам колонии за участие в нацбатальоне
Мир
Захарова пообещала жесткий ответ на случай блокировки судов РФ в Балтийском море
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
СМИ узнали о влиянии на выпуск Boeing 787 отказа от запчастей из РФ
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Политика
В Госдуме ответили на обвинения НАТО в злонамеренных акциях
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проезд на красный свет, выезд на встречку через сплошную, превышение скорости — всё это, согласно законопроекту Минфина, будет поводом для страховщиков взвинтить до максимума тариф ОСАГО для автомобилиста. Хотя прилежного водителя и предполагается награждать скидками, законодательно они никак не будут закреплены — всё отдается на откуп страховщика. Последние довольны этой инициативой, правозащитники же, наоборот, предупреждают, что наряду со штрафами выкручивание цены страховки дублирует наказание, что противоречит принципу Конституции РФ — никто не может быть наказан дважды за содеянное. Вдобавок денежные потоки за правонарушения граждан вместо бюджета перенаправляются коммерсантам, а не государству, предостерегают правозащитники. Подробнее — в материале «Известий».

Ты нам должен

Страховщики лоббировали в правительстве право на повышение тарифов для нарушителей ПДД еще в 2016 году. Собственно законопроект, который освежили сейчас, суть переосмысление аналогичного законодательной инициативы Минфина трехлетней давности. Тогда в Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщали, что идея к ним пришла в связи с поручением президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета по безопасности дорожного движения и в соответствии с планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП, который утвердил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в начале августа 2015 года (после страшной лобовой аварии автобусов под Хабаровском).

ДТП с участием двух пассажирских автобусов. Авария произошла на 125-м км трассы Хабаровск–Комсомольск-на-Амуре

ДТП с участием двух пассажирских автобусов. Авария произошла на 125-м км трассы Хабаровск–Комсомольск-на-Амуре

Фото: РИА Новости/пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края

Тогда страховщики предлагали увеличивать стоимость полиса для широкого круга нарушений ПДД и даже вне зависимости от штрафов персонально наказывать дорогой страховкой водителей с уголовной судимостью за дорожные нарушения. Все эти идеи вызвали шквал критики и в итоге претерпели изменения. Теперь, согласно новому варианту законопроекта Минфина, предполагается, что страховщику будет устанавливать базовую ставку страхового тарифа по ОСАГО в зависимости от индивидуальных характеристик водителя, влияющих на вероятность причинения вреда и потенциальный размер ущерба, сообщили «Известиям» в Центробанке России, который курирует рынок страхования.

«Страховщик сможет учитывать (а сможет и не учитывать) факт наличия у водителя нарушений ПДД. К таким нарушениям в соответствии с законопроектом может относится неоднократное привлечение к административной ответственности за проезд на красный свет светофора (или на запрещающий жест регулировщика. — «Известия»), превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения, а также управление автомобилем в пьяном виде, — сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора.

светофор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Отдельно оговорено, что это не распространяется на штрафы, зафиксированные камерами ГИБДД, а также на случаи, когда в результате правонарушения произошло ДТП, которое и так повлияет на стоимость страховки. В ЦБ подчеркнули, «что на уровне закона или актов Банка России не предполагается устанавливать зависимость между нарушением ПДД и суммой, на которую будет увеличиваться или уменьшаться цена полиса ОСАГО». Иными словами, каждый страховщик самостоятельно будет проводить уточняющие расчеты, выявлять влияние тех или иных нарушений ПДД на аварийность водителя и выбирать индивидуальное значение базовой ставки страхового тарифа в пределах тарифного коридора, установленного актом Банка России. Размер скидки для прилежных водителей в законопроекте не оговаривается, то есть страховщики в принципе могут отказать в ней человеку, даже если у него не было никаких штрафов за год.

«Квалификация нарушений ПДД не является предметом закона об ОСАГО. Законопроектом предусматриваются меры экономического стимулирования водителей к соблюдению ПДД. Например, при определении размера страхового тарифа страховщики смогут учитывать информацию о привлечении к ответственности за нарушение ПДД», — пояснили «Известиям» в Минфине.

Деньги любят счет

Страховщики довольны законопроектом, который может позволить им больше зарабатывать.

«Страховое сообщество выступает за то, чтобы сделать тарифы на ОСАГО более индивидуальными и, соответственно, справедливыми. При этом добросовестные и аккуратные автовладельцы должны будут платить за полис ОСАГО меньше, а неаккуратные и аварийные — больше. Таким образом для неаккуратных водителей будет создан экономический стимул ездить более аккуратно. Именно этот подход отражен во внесенном летом правительством в Госдуму законопроекте поправок к закону об ОСАГО. РСА поддерживает предложения правительства, касающиеся индивидуализации тарифов в ОСАГО», — сообщили «Известиям» в РСА.

Паспорт РФ и полис ОСАГО
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Автомобильное сообщество сходится во мнении, что желания страховщиков никак не связано с желанием снизить аварийность, а за этим стоит банальное желание заработать как можно больше на водителях, принужденных законом покупать далеко не самую лучшую коммерческую услугу.

«Любое страхование — и это как два плюс два Гражданского кодекса — такая же гражданско-правовая сделка, как купля-продажа, мена, дарение и пр. Страхование должно быть только добровольным, а страховые компании используют власти для того, чтобы набивать собственные карманы. Закон ОСАГО нацелен на страхование ответственности владельца транспортного средства, но зачастую водитель и владелец автомобиля — разные люди. А стоимость полиса для владельца хотят увеличить, если будут грехи водителя. Первый — это категория гражданского права, а второй — административного, а нас Конституционный суд учит не делать из этих понятий винегрет, — считает заслуженный адвокат России вице-президент «Движения автомобилистов» Леонид Ольшанский.

Вместо государства деньги пойдут страховщикам

Привязка стоимости страховки к штрафу противоречит конституционным постулатам о том, что никто не может быть наказан дважды за одно и тоже деяние, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов. По его мнению, следом штрафные тарифы захотят вводить автодилеры за пропуск ТО или компании ЖКХ за пропуски платежей.

«Но хуже всего, что страховщики в этом вопрос хотят объегорить государство: зарабатывать на правонарушениях граждан, как и право на насилие, — исключительная прерогатива государства и должна у него оставаться. В чем проблема поднять штраф за озвученные нарушения? Деньги пойдут в бюджет, а значит, напрямую в Минфин, почему министерство вместо этого отдает их коммерсантам? Ни в одной стране мира не привязана стоимость полиса автогражданки к дорожным нарушениям. Эти изменения серьезно ухудшат демократические свободы людей», — убежден Ифанов.

Мобильные пункты оформления полисов ОСАГО и КАСКО
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

По словам Леонида Ольшанского, автомобилисты из-за резкого падения доходов уже не покупают полисы, о чём сообщают сами страховщики. Закручивание гаек в ОСАГО приведет к ещё большем оттоку страхователей.

«К нам приходят тысячи писем со словами — почему я должен платить страховку, если за 10 лет у меня не было ДТП? Поэтому мы считаем, что ОСАГО необходимо как можно скорее снова делать добровольным», — отметил Ольшанский.

Комментарии
Прямой эфир