Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Договорные разбирательства

Политолог Эдуард Лозанский — о перспективах глобальной безопасности на фоне выхода американцев из основополагающих соглашений
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сейчас, когда договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) прекратил свое действие и, судя по сигналам из Вашингтона, такая же участь ждет и договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), главный вопрос — что будет дальше? Ведь СНВ — это, без преувеличения, центральный элемент системы мировой безопасности.

Понятно, что в информационном пространстве Америка и Россия будут обвинять друг друга, но, поскольку инициатором выхода из этих договоров, а также ранее из договора ПРО в 2001 году были США, ответ, казалось бы, очевиден. В ситуации с ДРСМД Вашингтон обвинял Москву в создании ракеты, нарушающей договор. И когда РФ решила продемонстрировать «предмет озабоченности», Штаты решили проигнорировать это мероприятие, в очередной раз повторив, что именно Россия нарушает соглашение.

А на днях США провели испытания ракеты средней дальности наземного базирования, хотя договор формально прекратил действовать только 2 августа. Вызывает вопрос, можно ли меньше чем за месяц разработать подобную ракету, не нарушая действовавшее ранее соглашение.

Впрочем, для Москвы тот факт, что «инициатива» исходит от Вашингтона — слабое утешение, так как в настоящий момент ей важнее определиться со своими следующими шагами, которые будут зависеть от соответствующих действий Вашингтона.

Пока Дональд Трамп и его советник по национальной безопасности Джон Болтон заявляют, что в Европе размещения ракет средней и меньшей дальности не планируется. Но в связи с китайской угрозой такие ракеты будут установлены в некоторых азиатских странах.

Следует отметить, что, хотя Россию в конгрессе и СМИ часто называют врагом номер один, в Белом Доме и кругах, занимающихся вопросами стратегической безопасности, именно Китай рассматривается в качестве главного геополитического противника США. Еще больше Вашингтон волнует продолжающееся сближение РФ и КНР.

Однако американские ракеты в Азии, нацеленные на Китай, могут достигнуть и российской территории, что может подтолкнуть Москву и Пекин к созданию военно-политического союза, который так беспокоит Вашингтон.

Что касается американской общественности, то там всё более опасаются начала, возможно, и по трагической случайности, ядерного конфликта между Россией и США.

Один из таких сценариев недавно описали бывший сенатор-демократ Сэм Нанн и министр энергетики Эрнст Мониз в одном из самых авторитетных журналов — Foreign Affairs. Обмен сначала конвенциальными, а затем и ядерными боеголовками начался после того, как наблюдавший за ходом российских военных учений в Калининграде американский беспилотник нарушил воздушное пространство России и был сбит системой ПВО. В ответ НАТО производит кибератаку на российскую систему раннего оповещения ракетного удара. Эскалация кризиса, сначала на уровне риторики, а затем и военных действий, приводит к ядерной катастрофе, о которой еще до этой статьи предупреждали многочисленные эксперты.

Даже далекий от пацифистов телеканал Fox News — кстати, практически единственный в США, поддерживающий Трампа, — уделил внимание докладу Американского геофизического союза о глобальных разрушительных последствиях для нашей цивилизации в результате такого конфликта.

Те же Нанн и Мониз говорят не только о пугающих последствиях третьей мировой войны, но и о том, что необходимо делать для предотвращения будущего Армагеддона. Прежде всего о необходимости возобновления стратегического диалога.

Понятно, что в нынешних условиях, когда любой призыв к сотрудничеству с Россией рассматривается как оплаченная кремлевская пропаганда, оба политика не могли избежать стандартных антироссийских обвинений. Однако они предлагают конкретные шаги для поисков компромисса. И я думаю, что к идеям Нанна и Мониза следует отнестись серьезно.

Более того, влиятельная газета The Washington Times, также одна из немногих поддерживающих Трампа, даже предложила ему назначить Сэма Нанна на должность посла США в России — вместо уходящего в отставку Джона Хантсмана.

В dашингтонских кулуарах идут также и разговоры о предстоящей замене советника по национальной безопасности Джона Болтона.

В любом случае уже сейчас видно, что многие западноевропейские страны готовы к такому диалогу, однако без участия Китая добиться прогресса будет непросто, поскольку США сделали это чуть ли ни основным условием подобных переговоров.

Как известно, в случае с Ираном Европа, Россия и Китай выступают одним фронтом. Если им удастся достичь такой же договоренности в вопросах разоружения и мировой безопасности, то вероятность достижения компромисса с Америкой значительно возрастет.

В любом случае заявление Трампа и Эммануэля Макрона о желательности превращения G7 в G8 с участием России можно рассматривать как позитивный сигнал для поисков такого компромисса.

Автор — президент Американского университета в Москве

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир