Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин указал на необходимость кооперации с дружественными странами
Мир
WSJ сообщила о работающих в шахтах Украины женщинах из-за нехватки мужчин
Армия
ВС РФ продвинулись в глубину обороны противника в Харьковской области
Происшествия
Троих туристов эвакуировали со склона горы в Адыгее вертолетом МЧС
Армия
ВС России освободили Клещеевку в ДНР
Наука и техника
В iPhone добавят семь новых эмодзи
Политика
В Кремле напомнили предложения РФ о запретах размещения в космосе оружия
Политика
Путин назвал благополучие граждан важнейшим критерием оценки работы властей РФ
Экономика
ЦБ РФ рекомендовал банкам отменить суточный лимит переводов самому себе
Общество
Вдова народного артиста СССР Михаила Пуговкина скончалась на 83-м году жизни
Политика
Посол РФ Любинский заявил о становлении фикцией нейтралитета Австрии
Мир
Гросси заявил о временной приостановке переговоров МАГАТЭ с Ираном по атому
Мир
В Грузии назвали неприемлемой угрозу приостановить безвизовый режим с ЕС
Мир
В ФРГ зафиксирован показатель смертности выше среднего по Западной Европе
Спорт
Финал Лиги чемпионов по футболу сезона-2025/26 пройдет в Будапеште
Общество
Книга соболезнований в связи с гибелью Раиси открылась в резиденции посла Ирана в РФ
Происшествия
ВСУ атаковали территорию транспортного цеха Запорожской АЭС

Богатые тоже платят: «Паразиты» заставят раскошелиться

Корейский суперхит по-своему решает проблему неравенства
0
Фото: ПРОвзгляд
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прокат выходит сатирическая трагикомедия «Паразиты», победитель Каннского кинофестиваля этого года. Фильм одинаково понравился и критикам, и жюри, а широкому зрителю стоит запомнить труднопроизносимую фамилию режиссера — Пон Чжун Хо.

На самом деле это стоило сделать еще несколько лет назад, когда малоизвестный за пределами родины автор выпустил антиутопию «Сквозь снег» с Тильдой Суинтон, Крисом Эвансом и Октавией Спенсер. В 2017 году он сделал для Netflix фантастический триллер «Окча» — там играли Джейк Джилленхол, Пол Дано и опять Тильда Суинтон, причем актриса стала и сопродюсером фильма. Наконец именно Пон Чжун Хо представлял Азию в эксцентрическом альманахе «Токио!», где его новелла стояла рядом с этюдами ультрамодных Мишеля Гондри и Леоса Каракса.

В «Паразитах», в отличие от упомянутых проектов, западный след сильно приглушен, разве что временами становится поводом для шуток: одна из героинь, например, с наивным упорством подчеркивает, что если она заказала вещь из Америки, то наверняка очень хорошую. А так всё здесь сугубо национальное, и действие почти всегда замкнуто в пределах домов, богатого и бедного, этакий спектакль в двух декорациях.

Начинается всё с бедняцкой квартирки. Муж, жена и двое детей студенческого возраста едва сводят концы с концами: зарабатывают копейки, собирая картонные коробки для местной пиццерии, ловят халявный Wi-Fi, забравшись под потолок, — там лучше прием. Наконец, сын находит подработку мечты: надо подменить друга и порепетиторствовать в состоятельной семье, выдав себя за учащегося престижного вуза. Юноша с радостью входит в дизайнерский особняк, где живет практически такая же семья, как и его, только дети помладше. На счастье, мать его подопечной ищет для сынишки преподавателя рисования, так что можно пристроить на эту позицию сестру, сделав ей липовые документы специалиста по живописи и психологии. У богачей также работают экономка и водитель, на места которых при должной ловкости (и дерзости) можно трудоустроить мать и отца, придумав им соответствующие легенды. Две семьи в итоге начинают существовать в тесном симбиозе, не подозревая, какие беды их ждут.

Кинематографические аналоги всплывают в памяти быстро — «Магазинные воришки», «Елена», «Возмутитель спокойствия», «Мой мужчина»... Пон Чжу Хо намеренно играет с этими ассоциациями, заставляя зрителя гадать, как будет развиваться действие. Но жанровые границы размыты настолько, что сделать это трудно, и от этой непредсказуемости только усиливается удовольствие. А интереснее всего то, как меняется смысл названия фильма по мере просмотра.

Поначалу кажется, что он самый что ни на есть прямой: присосалась нищая семейка к простодушным толстосумам и доит их почем зря. Потом выясняется, что со взятыми на себя обязанностями хитроумные бедняки справляются идеально: молодежь прекрасно репетиторствует. Отец оказался прекрасным водителем — патрон удовлетворенно отмечает, что даже при резких поворотах из его стакана не проливается ни капли кофе. Мать преуспевает в кулинарии и уходе по дому. Вспоминается изначальный смысл греческого слова «паразит» — сотрапезник, практически друг зажиточного гражданина, получающий угощение в обмен на приятную беседу.

Когда события принимают драматический оборот, паразитами предстают собственно хозяева, высокомерно отмечающие, что от всех людей, которые ездят в метро, пахнет как-то одинаково неприятно. Классовая ненависть «низов» к «верхам» становится всё более отчетливой и аргументированной. Как и полагается большому художнику, Пон Чжун Хо делает так, чтобы все эти «правды» остались в нашем сознании одновременно, а в объяснении успеха или неуспеха героев главную роль отдает чистой случайности.

Выпал шанс — человек пользуется. Судьба решила посмеяться — теряет всё. Лучший план — это когда нет никаких планов, учит сына умудренный жизнью отец. Никогда не знаешь, какой путь будет быстрее, из грязи в князи или обратно. А люди — все до единого — по-своему паразиты на теле переменчивой и коварной судьбы.

Прямой эфир