Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Экономика
ЦБ обеспокоился размером комиссий за снятие средств с кредиток
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Папа римский назвал условие своего участия в конференции по Украине
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Мадуро заявил о подготовке США Гайаны для нападения на Венесуэлу
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу МВД Украины Арсена Авакова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая
Сюжет:

«Парадигму надзора надо менять»

Вице-премьер Константин Чуйченко — о реформе контрольной деятельности и изменении КоАП
0
Фото: ТАСС/Петр Ковалев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В правительстве уже готова новая концепция Кодекса об административных правонарушениях. Она предполагает изменение подходов к назначению штрафов для бизнеса. Об этом в интервью «Известиям» рассказал руководитель аппарата правительства — вице-премьер Константин Чуйченко. Он подчеркнул, что контрольно-надзорные органы должны быть стимулированы не на выявление нарушений, а на их предотвращение. Для этого контролерам поменяют систему ключевых показателей эффективности.

— Какие изменения претерпит Кодекс об административных правонарушениях в части штрафов для бизнеса?

— Новая концепция КоАПа будет опубликована на этой неделе. Мы считаем, что признание административным правонарушением должно быть обусловлено общественной опасностью. Наказание за административное правонарушение должно быть адекватным и соответствовать вреду, который причинен общественным интересам в результате правонарушения.

Надо как следует посмотреть на целесообразность сохранения некоторых видов наказания. Например, представляется сомнительным наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 дней. Мы убеждены, что эта мера должна применяться только по решению суда, если будет признано целесообразным сохранить ее.

— Планируется вводить дифференцированный подход к штрафам для бизнеса за одно и то же нарушение? Ведь фиксированный штраф, например, в 200 тыс. рублей для одного предпринимателя может быть губительным, а для другого это капля в море.

— Мы прописали в концепции, что надо учитывать ситуацию, конкретные обстоятельства дела, имущественное положение предпринимателя. Такой подход, что богатый должен платить, потому что он богат, не совсем обоснован. Но тот факт, что при назначении наказания в виде штрафа надо исходить из целого ряда обстоятельств, которые подлежат учету, в концепции зафиксирован.

— Как будет определяться размер штрафа?

— На эту тему будет подготовлен отдельный закон. Мы решили, что изменения в Кодекс об административных правонарушениях будут разбиты на три нормативных акта: один будет регулировать материально-правовые отношения, а два других — процессуальные, то есть судебные и административные процедуры. В процессуальных законах всё должно быть прописано: как и какие обстоятельства будут определяться, каким образом соблюдать права участников административного производства.

— В результате нагрузка на бизнес должна снизиться, но, как следствие, могут снизиться поступления в бюджет от штрафов. Сколько могут составить выпадающие доходы?

— Никто не считал, сколько они составят. Не думаю, что это носит масштабный характер. По некоторым видам и составам у нас штрафы ничтожно малы, например, по части нарушения прав потребителей и нарушения СанПиН. В европейских странах эти штрафы огромные — десятки тысяч евро, а у нас — 5–10 тыс. рублей, что, на мой взгляд, неадекватно.

Большой штраф — это всегда стимул соблюдать действующие правила игры и не нарушать интересы граждан. Когда тебе грозит штраф в 500 тыс. рублей, ты подумаешь, запускать ли в производство просроченную продукцию.

— Вы видите дальнейшую необходимость в надзорных каникулах?

— Парадигму надзора надо менять от соперничества к сотрудничеству. Контрольно-надзорные органы должны работать для того, чтобы их поднадзорные объекты не совершали правонарушений, а не для выявления этих нарушений. Мы считаем, что переносить акценты в работе надо в сторону профилактики и налаживать взаимодействие.

— Новые виды контроля появятся?

— Появится целый ряд новых форм контроля. Давно уже вывешена версия проекта процессуального закона о контрольно-надзорной деятельности, и в ней есть такие виды, как рейд, обследование, контрольная закупка и другие.

— Сейчас ведется работа по отмене избыточных требований для бизнеса. Есть ли у вас оценка, какой может быть экономический эффект?

— Различные экономисты давали эти оценки. Они разнятся от 1 до 5% ВВП. Насколько они объективны, тяжело судить. Если мы наведем порядок в этой сфере и создадим грамотную, разумную систему, которая будет правильно работать, естественно, это будет иметь серьезный экономический эффект.

— Планируется отменить устаревшие и избыточные требования для предпринимателей, но ведь могут возникнуть новые. Планируется регулировать их появление?

— Не планируется отменить устаревшие — планируется отменить всё и создать новое регулирование. «Гильотина» и заключается в том, что мы проводим черту между старым и новым.

Мы не подвергаем оценке и сомнению действующее регулирование, мы считаем, что оно неправильное и должно быть изменено кардинально.

Мы не будем говорить, что это требование плохое, поэтому его надо отменить, а это требование хорошее, мы его оставим. Так мы работали несколько лет и поняли, что это неэффективно. Мы пришли к необходимости совершения маневра, именуемого «регуляторной гильотиной», хотя этот термин не совсем правильно отражает суть нашей работы, потому что гильотина убивает и ничего не создает. Прежде чем включить гильотину, мы должны создать новую систему регулирования.

— А есть ли уже первые итоги работы риск-ориентированного подхода? Насколько он оказался успешным?

— Первый итог — это то, что мы пришли к «гильотине». Мы говорим, что этому подходу быть, потому что он правильный: требования должны быть нацелены на устранение общественно опасного риска. Требования должны преследовать достижение определенного результата: снижение травматизма, заболеваемости, повышение качества образования и так далее.

— Планируется устанавливать новые ключевые показатели эффективности для контрольно-надзорных органов?

— Да, мы считаем, что нужно поменять эту систему и исходить не из количества и сумм взысканных штрафов, а из показателей — уменьшилось ли число людей, пострадавших на дорогах, число травм на производстве, потерянных в пожаре жизней. Вот о чем надо говорить, а не о том, сколько мы оштрафовали за несоблюдение правил пожарной безопасности.

Прямой эфир