Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Петербурге загорелось здание цеха на площади 400 кв. м
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Общество
В Скадовске Херсонской области число пострадавших от обстрела ВСУ выросло до 15
Общество
Партию самокатов изъяли с улиц Петербурга за нарушение правил парковки
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
Актриса Наталия Кудрявцева умерла на 92-м году жизни
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Армия
Герой России Жарский назвал свои награды заслугой всего подразделения
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Золотые бабочки Солнца: в Петербург привезли остатки сокровищ инков

В Российском этнографическом музее выставлены произведения древних цивилизаций Америки
0
Фото: ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации», открывшаяся в Российском этнографическом музее в Петербурге, вызвала закономерный ажиотаж. Легендарные сокровища, веками сводившие с ума Старый Свет, почти не представлены в российских коллекциях. Ценность более 80 произведений, привезенных с другого континента, определяется, конечно, не только материалом и «древностию лет». Перед нами — высокие образцы ювелирного искусства, реабилитирующие именно художественность этой культуры, для Старого Света поначалу неочевидной.

В залах — множество людей. Вокруг витрин стоят студенты художественных вузов и зарисовывают артефакты — фотографировать настрого запрещено. Родители и бабушки-дедушки приводят на выставку детей, справедливо не боясь, что те заскучают, рассматривая декоративно-прикладное искусство: мышление мастеров исчезнувшей «праамериканской» цивилизации резонирует как раз с чистым детским восприятием.

Свидетельства конкистадоров-завоевателей, легшие в основу испанских хроник, создают поистине сюрреалистический образ государства «варваров», где из чистого золота сделаны целые сады и поля, населенные всевозможной живностью из этого же металла, а драгоценные статуи — ростом чуть ли не с человека. Испанцы увозили в Европу золото тоннами, и речь не просто о краже ценного материала, сакрального для аборигенов (золото считалось слезами и капельками пота Солнца), а о массовой гибели произведений искусства. Завоевателей интересовала не работа мастеров, а только сам металл. Сохранилось свидетельство об одном военачальнике, который приказал переплавить множество тончайших бабочек в слитки. Поэтому большинство представленных изделий, как и вообще сохранившегося золота инков, — из захоронений. В доколумбовых цивилизациях, как и в Древнем Египте, верили в существование «бытовой» жизни после смерти и снабжали умерших всем необходимым.

Название «Золото империи инков» условно, как и все датировки, разброс в которых достигает тысячи лет: например, «500 г. до н.э. — 500 г. н.э.». К тому же не все экспонаты сделаны из золота — есть и предметы из других материалов, что нисколько не умаляет их ценности. Скажем, расписанные керамические свирели или горны в виде звериной пасти интересны и как древние музыкальные инструменты. Шлем, сделанный из растительного волокна и хлопковой нити, удивляет сохранностью: возможно, ему полторы тысячи лет! Наконец, условно и обозначение цивилизации, поскольку, помимо инков, на выставке представлены и произведения народов, завоеванных ими.

Но, помимо истории и географии, их объединяет и сам художественный язык. Образность представленных артефактов выходит за границы, известные искусству Старого Света. Создать произведения таких конструкций, таких «формосложений» могли люди только иного мировоззрения. Часто сложно уловить грань между антропоморфным и зооморфным, как в случае с золотой погребальной сумочкой. Вроде бы изображен мужчина с огромной головой, но не случайно мальчик, рассматривающий экспонат на выставке, говорит дедушке: «Нет, это не человек, а кот»: между ног виднеется хвост, а руки похожи на лапы с когтями. Или вот керамический сосуд, напоминающий перевернутую на спину корову, из вымени которой растут головы. Право же, здесь поверишь в гипотезы об инопланетном происхождении иных цивилизаций.

Выставка прекрасно вписалась в огромный, площадью почти 1 тыс. кв. м Мраморный зал Этнографического музея, напоминающий об античных храмах. И символично, что в таком пространстве происходит наше всматривание в исчезнувшую, но оставившую столь яркий след культуру.

Прямой эфир