Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили 99 украинских БПЛА над территорией России
Мир
Украинские волонтеры отказались снабжать дронами 119-ю бригаду ВСУ
Мир
Премьер-министр Канады напомнил США о пятой статье НАТО после угроз Гренландии
Общество
В аэропортах Краснодара и Саратова сняли ограничения на полеты
Армия
Армия России ликвидировала пытавшуюся вывезти подбитую РСЗО HIMARS группу ВСУ
Здоровье
Врач объяснила опасность выхода на работу при ОРВИ
Общество
Эксперты назвали правомерными действия полиции при задержании Porsche в Балашихе
Общество
Рекордным по приросту цен в старой Москве за пять лет стал 2025 год
Спорт
«Сент-Луис» обыграл «Тампу-Бэй» в матче НХЛ
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали подробности освобождения Жовтневого в Запорожской области
Общество
В аэропорту Волгограда введены временные ограничения на прием и выпуск самолетов
Мир
Банковские счета стендап-комика Останина арестованы в рамках уголовного дела
Общество
Около 84% компаний привлекали сотрудников к работе в новогодние праздники
Общество
В МВД раскрыли две наиболее популярные уловки мошенников с обратными звонками
Мир
Президент Франции пришел на встречу в Елисейском дворце в темных очках
Общество
Мошенники стали использовать аккаунты «умерших» людей для обмана
Общество
Психотерапевт рассказал о признаках невротической потребности в признании
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На фоне поражения правящей партии в Анкаре и Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган может в ближайшее время форсировать размежевание оппозиции и боевиков в Идлибе. Информацию об этом «Известиям» подтвердили в парламенте республики. Как заявили опрошенные «Известиями» эксперты, прежде президент Турции медлил с этим вопросом из-за предвыборной подготовки. Сейчас для того, чтобы укрепить свой политический капитал к президентским выборам в 2023 году, Эрдоган постарается выжать максимум пользы из противостояния с Республиканской народной партией (РНП). И позитивные сдвиги на внешних границах ему сейчас как нельзя на руку, считают политологи. Такая политика находится в русле астанинских соглашений — Россия сама настаивала на том, чтобы Турция как можно скорее разоружила боевиков в Идлибе.

Идлиб вернет голоса

По итогам муниципальных выборов, состоявшихся в последнее воскресенье марта в Турции, правящий «Альянс народа», в который входят эрдогановская Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения, победил на большинстве участков по стране. Омрачали праздник только вести из трех крупнейших городов — оппозиция получила больше голосов в Измире, Анкаре и Стамбуле. Про последний еще сам Эрдоган, начинавший свою политическую карьеру в местной мэрии, говорил: «Тот, кто владеет Стамбулом, владеет всей Турцией».

Предвыборный плакат ПСР с фотографиями президента Турции Тайипом Эрдоганом и кандидатом в мэры Стамбула Бинали Йылдырымом

Предвыборный плакат ПСР с фотографиями президента Турции Тайипом Эрдоганом и кандидатом в мэры Стамбула Бинали Йылдырымом

Фото: REUTERS/Murad Sezer

Поражение экс-главы правительства и ближайшего соратника турецкого лидера Бинали Йылдырыма, который специально ушел с премьерского поста, дабы побороться за кресло стамбульского градоначальника, стало полной неожиданностью для властей. Об этом говорит хотя бы то, что в ночь до оглашения результатов Йылдырым уже развесил по Стамбулу билборды, где объявил себя победителем. А наутро ЦИК подсчитала голоса и заявила, что реальный победитель — Экрем Имамоглу, представитель главной оппозиционной РНП, — опередил соперника почти на 20 тыс. голосов. Правящая партия уже заявила, что обжалует результаты выборов.

Подобные итоги могут сподвигнуть правительство начать активнее действовать на сирийском направлении — в частности, в идлибской зоне деэскалации. Об этом «Известиям» рассказал депутат турецкого парламента Озтюрк Йылмаз.

— Безусловно, Идлиб играет большую роль не только во внешней, но и во внутренней политике. Прямо сейчас все пока поглощены результатами выборов, но стоит дать властям некоторое время. Я думаю, операция по размежеванию в Идлибе будет проходить при координации с иранскими и российскими силами, — заявил депутат.

Турецкие военные в зоне деэскалации возле Идлиба

Турецкие военные в зоне деэскалации возле Идлиба

Фото: TASS/EPA/Yahya Nemah

При этом он напомнил, что перед самыми выборами в Анкаре уже говорили о начале активных действий в Сирии. Реджеп Эрдоган пообещал сразу после голосования «решить вопрос о Сирии на поле, а не за столом».

Для России желание Турции активизировать процесс в Идлибе будет иметь исключительно положительное значение. После размежевания боевиков и умеренной оппозиции можно будет начать мирное возвращение города под контроль Дамаска. В последней зоне деэскалации проживает порядка 3 млн человек, из них примерно 40 тыс. — боевики и радикалы. Еще один вопрос — как именно Турция планирует проводить размежевание.

В марте стало известно, что Анкара начала совместное с РФ патрулирование границ идлибского эксклава — зоны безопасности глубиной 15–20 км. По итогам заседания Совместной группы стратегического планирования (СГСП) в Анталье 29 марта министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что российские и турецкие военные выполняют меморандум по деэскалации и шаг за шагом продвигаются к поставленной президентами России, Турции и Ирана задаче о создании трех зон совместного патрулирования. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Идлиб станет одной из основных тем переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, которые пройдут 8 апреля в Москве.

Поиграть мускулами

Как рассказал «Известиям» руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, после того как правящая партия проиграла обе столицы, турецкий лидер непременно захочет реанимировать свой рейтинг. И для этого как нельзя кстати подойдут успехи на сирийском направлении.

— Сирия позволяет «поиграть мускулами», продемонстрировать последовательность своей политики. Он может попытаться убедить электорат, что экономика в столицах при оппозиции ухудшается, а в Сирии турецкие военные только укрепляют свое положение. Силовая история в любой стране является тем инструментом, который позволяет добрать недостающие очки. И Турция в этом плане не исключение, — считает эксперт.

Говоря о причинах поражения правящей партии в столицах, политолог отметил, что ПСР мало работала с коренным населением Стамбула и Анкары. Эрдоган сделал ставку на приезжих из деревенских районов, которые и составляют костяк электората его партии. Этим грамотно воспользовалась оппозиция, выстроив диалог с жителями обеих столиц, пояснил ученый.

Сыграли отрицательную роль и беженцы, которым турецкий лидер пообещал дать гражданство и возможность участвовать в выборах — коренные граждане страны это предложение встретили в штыки.

При этом Юрий Мавашев выразил сомнение, что Эрдоган вообще выставит свою кандидатуру на предстоящих в 2023 году президентских выборах — к тому времени в стране могут появиться новые политические силы, тягаться с которыми ему будет еще сложнее.

В качестве подобных кандидатов эксперты называют «тяжеловесов» турецкой политики, бывших соратников Эрдогана. Это, например, экс-премьер Ахмет Давутоглу, один из создателей неоосманизма, ставшего в эрдогановской Турции последних лет если и не господствующей идеологией, то чем-то очень близким к этому, или экс-президент Абдулла Гюль. Оба выступали против намерения Эрдогана превратить страну в суперпрезидентскую республику.

Поражение на местных выборах косвенно повлияет на политику турецкого лидера не только в восточном, но и западном направлении, рассказал «Известиям» турецкий политолог, эксперт по двусторонним отношениям Москвы и Анкары Керим Хас.

— В краткосрочной перспективе из-за экономических трудностей, которые сейчас переживает Турция, и ради того, чтобы удержать под собой кресло на следующих выборах в 2023 году, Эрдоган предпочтет нормализовать отношения с западными партнерами, — пояснил политолог.

По его мнению, это будет означать поддержку американского варианта развития сирийского сюжета, то есть отказ от военных действий против курдов на северо-востоке Сирии.

Реджеп Тайип Эрдоган обещал мирно урегулировать ситуацию в Идлибе еще на встрече с Владимиром Путиным в Сочи осенью прошлого года. Ситуация в последней зоне деэскалации также обсуждалась на саммите астанинской тройки в феврале. Тогда турецкий, российский и иранский лидеры договорились, что дадут Турции еще время на мирное урегулирование ситуации.

Читайте также
Прямой эфир