Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет

«Население поддерживает идею дедолларизации»

Зампред ВТБ Анатолий Печатников — о самой популярной валюте для накоплений, банковских роботах и бизнесе на базе МФЦ
0
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на рост ставок по валютным вкладам, россияне поддерживают идею дедолларизации — около 90% накоплений граждане хранят в рублях, заявил в интервью «Известиям» заместитель председателя правления ВТБ Анатолий Печатников. Он также рассказал, что банкам приходится жестко конкурировать за каждого нового клиента и предлагать нестандартные решения, в том числе цифровые. Так, ВТБ запустил робота-коллектора, который обзванивает должников. Однако на первый план в цифровом мире выходит проблема безопасности: каждый человек должен знать, как не стать жертвой мошенников. Для этого финансовые организации могут объединиться с сотовыми операторами и перекрыть преступникам по крайней мере один канал доступа к личными данным граждан.

— Этой осенью российские банки подняли ставки по валютным вкладам. ВТБ не стал исключением. Зачем финансовым организациям привлекать у населения иностранную валюту?

— Основным фактором, повлиявшим на движение ставок по валютным депозитам, стало повышение ключевой ставки Центробанка. После того как она выросла, банки начали увеличивать и доходность по вкладам. ВТБ реагирует на изменения рынка, мы должны предлагать клиентам конкурентные условия размещения средств. Поэтому осенью мы увеличили доходность по валютным вкладам в среднем на 0,4–0,75 п.п.

Кстати, наши клиенты большую часть средств привыкли держать в рублях. Мы недавно проводили анализ предпочтений вкладчиков: так вот, в массовом сегменте 91% накоплений физлица хранят именно в рублях, и с начала года эта цифра возросла на 2%.

— Россияне уже начали перекладывать деньги из долларов в евро или рубли? Или, может быть, в другие финансовые инструменты?

— Даже с учетом повышения доходности по валютным вкладам значительного притока иностранной валюты у нас нет. Люди, конечно, диверсифицируют свои сбережения, но активно растут именно рублевые накопления. Так что можно говорить, что население поддерживает идею дедолларизации и переходит в национальную валюту.

Уход из вкладов, в том числе валютных, можно объяснить и тем, что на рынке ценных бумаг сейчас есть более доходные инструменты, чем депозиты. Например, облигации. Это уже становится тенденцией: только в нашем банке по итогам текущего года портфель ценных бумаг клиентов увеличится на 250 млрд рублей.

— Ценные бумаги выбирают клиенты со средним уровнем дохода или выше?

— В основном это клиенты сегмента «Привилегия» и Privatebanking, у которых уровень дохода, конечно, выше среднего. Но сейчас мы активно цифровизируем брокерское обслуживание и хотим, чтобы простые продукты, например, облигации, стали доступны и начинающим инвесторам в других сегментах. Если ставки на рынке начнут снижаться, эти бумаги будут существенно выгоднее депозита. Например, уже сейчас есть предложения с доходностью 8,5–9% годовых. Предлагать такие продукты можно дистанционно — через мобильное и интернет-приложения. Финансовая грамотность россиян растет: им интересны уже не только вклады. Но при этом очень важно профессионально оценивать свои риски.

— Как в таком случае формировать предложение? Этим займется искусственный интеллект?

— Конечно, адресные предложения существуют. Но этим в приложении занимается не искусственный интеллект, а специальный сервис — робоэдвайзер. Он определяет риск-профиль пользователя и на основании этого предлагает клиенту один из наиболее подходящих модельных портфелей.

Искусственный интеллект в розничном бизнесе сегодня выполняет другие функции — робота-коллектора. Это обучаемый алгоритм, который работает у нас около трех месяцев. Он обзванивает клиентов, идентифицирует их — просит представиться, назвать дату рождения. Потом напоминает о задолженности.

— Он узнает клиента по голосу?

— Пока нет, но он распознает речь, убеждает совершить платеж, фиксирует и вносит обещание погасить задолженность в систему. Пока он эффективен на небольших периодах просрочки. Среднее время разговора составляет 1–1,5 минуты, что сопоставимо с разговором с оператором. Если сотрудник производит около 200 звонков в день, то для робота это число практически не ограничено. Этот искусственный интеллект может в сотни раз обогнать человека по продуктивности и существенно сэкономить человеческие ресурсы. При этом робот учится и с каждым разом все лучше распознает человеческую речь. Интересно, что процент контактности с клиентами у робота не хуже, чем у оператора, но пока наш алгоритм более доверчив. Он чаще интерпретирует слова клиента как готовность к оплате.

Есть еще одна сфера, где мы используем искусственный интеллект — борьба с мошенничеством. Это важная тема и не только в контексте нашей работы: люди должны понимать и свою ответственность, насколько важно соблюдать рекомендации банка.

— Какие самые грубые ошибки клиентов? Они ведь сами зачастую облегчают жизнь мошенникам?

— Типичные ошибки: кто-то пишет пин-код на обороте банковской карты или носит ее в паспорте, а потом все это вместе теряет. Довольно распространены звонки или сообщения мошенников с вопросами раскрыть паспортные данные, продиктовать номер карты, CVV-код или раскрыть тот, который приходит в SMS.

— Как с этим бороться?

— Постоянно повышая финансовую грамотность населения. Помните, что банк никогда не спросит у своего клиента полный номер карты, CVV-номер и точно никогда не потребует продиктовать код из SMS. Мы ведь изначально владеем этой информацией, и для обслуживания она не нужна. Наша система отслеживает все операции по счетам клиентов, и если мы видим нетипичные с их стороны действия, можем временно заблокировать карту для предотвращения несанкционированного списания средств. Банк обязательно проверит у самого клиента, совершил ли он эту операцию. Понимаем, что иногда это неудобно, но безопасность ваших денег гораздо важнее. И обязательно убедитесь, что вам звонят именно из банка. Лучше возьмите паузу, перезвоните по официальному номеру, указанному на сайте или на вашей карте, и уточните детали.

Кроме того, мошенники также могут получить SIM-карту другого человека. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательными и реагировать на случаи, когда у вас вдруг перестал работать сотовый телефон, причем не из-за отсутствия денег. Мы сейчас договариваемся с операторами связи о том, чтобы нас информировали о смене SIM-карты клиента. Кроме того, мы хотим добиться «периода охлаждения»: чтобы в течение какого-то времени после ее замены на этот номер не приходили SMS от банка. Это заметно осложнит работу мошенников, а клиент успеет разобраться в возникшей проблеме.

— В этом году ВТБ купил три региональных банка. Для чего?

— Приобретения «Возрождения», Саровбизнесбанка и Запсибкомбанка объединены общей идеей – укреплением рыночных позиций в ряде регионов с большим потенциалом роста. Все эти банки имеют ярко выраженный региональный характер с доминирующей зоной присутствия: Московская, Нижегородская и Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономный округа. Прежде всего, это отразится на нашей клиентской базе и филиальной сети и будет способствовать их существенному расширению. Покупка нескольких игроков позволит группе ВТБ увеличить и свою долю на рынках указанных регионов по привлечению средств физлиц — до 15%, по кредитованию физлиц — до 21%. Клиентов тоже станет больше: в этом году мы увеличим их число на 1 млн человек только за счет приобретений.

— А как вы оцениваете конкуренцию, борьбу за клиента? Эти маленькие банки в итоге влились в более крупный, то есть идет консолидация, концентрация активов.

— Консолидация в банковском секторе — современный рыночный тренд, характерный не только для России. Благодаря ей банки могут снижать издержки и активнее внедрять новые технологии, а значит – делать свои услуги интереснее и доступнее. Наш сектор сейчас — один из самых конкурентных в российской экономике. Даже с учетом укрупнения в нем остается достаточно сильных игроков, готовых серьезно бороться за клиентов.

— Сколько банков нужно, чтобы обслуживать российскую экономику?

— На мой взгляд, оздоровление банковского рынка — полезный процесс, который помогает привести сектор в порядок. Сейчас на нем несколько десятков по-настоящему значимых игроков. И все конкурируют за персонал, за клиентов и по тарифам. При этом вы сами видите, насколько значительный у нас за последние годы прогресс по ценам, услугам и цифровизации банковских услуг. Россия в контексте использования цифровых технологий на фоне других стран развивается гораздо быстрее.

— Да, например, удаленная идентификация по лицу и голосу. Потребитель успевает за рынком, ему нужна эта услуга или страшно сдавать свои биометрические параметры?

— Пока клиенты привыкают к этому, ведь в полной мере воспользоваться услугой можно будет только в следующем году. Тогда все наши отделения будут собирать слепки лица и голоса. Биометрическая технология позволит без посещения офиса стать клиентом банка и дистанционно оформить интересующий продукт — депозит, накопительный счет, кредит или карту. Уверен, что интерес среди населения к данному сервису со временем значительно возрастет.

— Конкурируя за клиента, вы будете предлагать ему госуслуги в отделениях?

— Мы поступаем иначе: сами приходим в многофункциональные центры предоставления государственных услуг, разворачиваем на их территории сеть своих отделений. Это большой клиентопоток, люди активно интересуются продуктами и сервисами банка, а мы, со своей стороны, помогаем МФЦ решать их задачи.

 

Прямой эфир