Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Продажи рестайлингового Aurus Senat начнутся в 2025 году
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Экономика
Россия и Абхазия подписали соглашение об избежании двойного налогообложения
Общество
Умерла бывшая глава департамента образования Москвы Кезина
Авто
Россияне в апреле стали брать меньше автокредитов
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Саудовской Аравии развитие отношений РФ и КСА
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о сложении полномочий правительством РФ
Авто
В Москве в майские праздники пройдет рейд по проверке таксистов
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Президент ОАЭ поздравил Путина с инаугурацией
Общество
В России выпустят аналог конструктора Lego под брендом Rubrick
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Авто
Эксперты рассказали о приводящих к опрокидыванию машины на ходу неисправностях шин
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

210 лет назад, 22 ноября 1810 года, родился Томас Кук, человек, чья фамилия известна нам, в основном, по стихотворению Маршака («есть за границей контора Кука»), но которого на самом деле мы все должны благодарить всякий раз, когда отправляемся в отпуск. Журналист Алексей Королев для «Известий» разбирался, как скромный ханжа из английской глубинки изобрел вещь, которую вроде бы изобрести невозможно — а именно туризм.

Ничего не включено

Для того чтобы понять, как путешествовали по Европе (не говоря уж о ее пределах) до того, как этим делом занялся Томас Кук, не нужно перелистывать тома путевых записок. Идеальная выжимка есть у ехидного Гете, совершавшего свое итальянское паломничество: «Прохладным вечером я пошел гулять и вот взаправду очутился в новой стране, в никогда неведомом мне окружении. Люди здесь живут в блаженной беспечности, — во-первых, ни одна дверь не имеет замка, однако трактирщик заверил меня, что мне нечего беспокоиться, даже если бы мои чемоданы были набиты бриллиантами. Во-вторых, в окнах здесь вместо стекла промасленная бумага. В-третьих, отсутствует весьма необходимое удобство, так что живешь почти в первобытных условиях. Когда я спросил коридорного, где же всё-таки это удобство находится, он показал рукою вниз, на двор. «Qui abasso puo servirsi!» (вот там можно расположиться!). Я удивился. «Dove?» («Где?») — «Da per tutto, dove vuol!» («Да везде, где угодно»), — гостеприимно отвечал он. Беззаботность во всем царит чрезвычайная, но оживления и суеты — хоть отбавляй...»

Скверные дороги, кареты с прохудившимися крышами, грязные трактиры - обмануть странника не считалось преступлением

Скверные дороги, кареты с прохудившимися крышами, грязные трактиры - обмануть странника не считалось преступлением

Фото: Getty Images/Bettmann

Турист отличается от путешественника как рыболов от рыбака. То, чем второй занимается по важной нужде, личной или общечеловеческой — найти новый рынок сбыта или, допустим, стереть белое пятно с географической карты, первый предпринимает ради собственного удовольствия. Впрочем, много ли удовольствия было даже в обязательном для европейской молодежи «гран вояже» по Италии, видно из вышеприведенного отрывка. Скверные дороги, кареты с прохудившимися крышами и полным отсутствием рессор, грязные трактиры, где не всегда можно было получить даже отдельную комнату, не говоря уже о свежей пище — и воровство, воровство, воровство. Обмануть странника не считалось не то что преступлением — серьезным проступком — ни в одной европейской стране. Не забудем и страшный дефицит полезной информации — недаром издать по итогам своего вояжа хоть какие-то путевые записки считал своим долгом каждый, даже если он всего лишь съездил из Петербурга в Варшаву. Ведь даже такой текст мог помочь тому, кто отправится по этому маршруту позднее.

Пастырь странствующих

Самое интересное в Томасе Куке — его биография до того момента, как он прославился. Кук не был ни трактирщиком, ни содержателем постоялого двора, ни владельцем омнибусной конторы. Он вообще не был бизнесменом. В двадцать лет он выбрал себе карьеру баптистского проповедника и с тех пор неутомимо обращал в веру заблудших, агитируя за трезвость и воздержание в целом. Типаж этот сатирически воспет Диккенсом, но, судя по всему, Кук был настоящим ревнителем, человеком горячим и порядочным. Одной из форм катехизации был совместно проводимый верующими досуг. 5 июля 1841 года 500 членов Общества трезвости во главе с Куком отправились из Лестера в Лафборо. Каждый (кроме Кука) заплатил за эту поездку по 1 шиллингу, и на эту сумму пастору пришлось организовать транспорт, размещение и питание. Неожиданно всё прошло без сучка без задоринки, да еще и деньги остались. Кук понял, что нашел себе занятие поинтереснее, чем агитировать за отказ от грога.

Как всякое новшество, общество (не трезвости, британское) восприняло идеи Кука с прохладцей. Сотни людей из разных слоев общества, с разными кошельками и интересами — ну еще в соседний город их вывезти можно, а за границу? Кук, однако, не торопил события, он учился. Сперва — организованные экскурсии в соседние города, потом подальше — в Шотландию. 10 лет спустя, в 1851 году, в Лондоне проходила Всемирная выставка. Кук организовал приезд на нее 150 тыс. человек. Это был уже национальный масштаб. С 1855 года он начинает возить англичан на континент.

Именно тогда он постепенно вводит в обращение свое едва ли не главное изобретение — круговые билеты. Работало это так. Человек покупал в «конторе Кука» что-то вроде купонной книжки, в котором был более или менее подробно расписан его предстоящий маршрут. Из Лондона через Париж в Ниццу и домой? Пожалуйста. Берлин–Копенгаген–Стокгольм–Петербург–Берлин? Будьте любезны. Москва–Варшава–Вена–Мюнхен–Генуя–Флоренция–Триест–Будапешт–Киев? Нет ничего проще. Обладатель кругового билета мог не заботиться о покупке билетов на месте, не особенно интересоваться расписанием — всё было оплачено и забронировано в соответствии с выбранным классом. (График был весьма гибким. Не понравилось в Генуе, зато задержался в Риме? Всё будет учтено и исправлено прямо по ходу поездки.) Куку пришлось вступить в связь с десятками пароходных и железнодорожных компаний, он по сути создал первую в мире глобальную систему по продаже билетов — и преуспел в этом. Несколькими годами позже аналогичные книжки Кук стал выпускать и для гостиниц — теперь путешественник мог передвигаться, вообще не зная иностранного языка и пренебрегать едва ли не главным правилом для докуковских туристов: по приезде в незнакомый город оставить багаж на вокзале, нанять извозчика и отправиться на поиски подходящего жилья.

Открыватель звезд

Кук первым привез в Британию американцев — в массовом порядке, разумеется. Твеновские «Простаки за границей» — образцовая тревел-журналистика XIX века — выпукло показывает, как изменился по сравнению со временами Гете образ жизни путешественника. «Простакам» нет нужды думать о бытовых неудобствах — в каждой точке маршрута их ждут комфортабельные гостиницы и удобоваримая еда. Путешествие окончательно стало разновидностью праздности.

Во всем этом есть, разумеется, и социальный подтекст. Из развлечения, доступного богатым, перемещения по пространству стало массовым. Именно за счет своих гигантских оборотов Кук сумел снизить стоимость даже трансатлантического вояжа до приемлемого и для человека сравнительно скромного достатка. Знай только — выбери класс по карману (и «классы» эти тоже придумал Кук; более того, из его наследия растет и система гостиничных звезд).

Выражение «он сделал мир чуть меньше» обычно относят к великим первооткрывателям — от Колумба до Беллинсгаузена. Но по отношению к Томасу Куку, бывшему активисту Общества трезвости, это определение будет едва ли не более уместно.

 

Прямой эфир