Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Дорога уставшего кинолога: «Догмэн» исследует природу преданности

Новый фильм Маттео Гарроне вызывает в памяти шедевры итальянского неореализма
0
Фото: A-One Films
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышел грубый, мрачный, саркастичный, эстетский «Догмэн» Маттео Гарроне — самый стильный фильм месяца. Исполнитель главной роли Марчелло Фонте получил за него приз в Каннах, где картина участвовала в основном конкурсе. И не зря — удивительное лицо итальянского актера всё время в кадре. Камера следует за ним, искажая вокруг него пространство и окисляя цвета, но стараясь не упустить ничего по-настоящему важного.

Героя Марчелло Фонте тоже зовут Марчелло. Он специалист по собакам. Может их лечить, причесывать или просто держать дома, как в гостинице, пока хозяева в отъезде. Марчелло разведен, иногда к нему в гости приходит маленькая дочь, но вообще он очень одинокий человек, к которому в округе относятся пренебрежительно и равнодушно. Единственный человек, которого Марчелло считает другом, — гроза окрестностей, огромный Симоне, силач и баламут. Марчелло подгоняет Симоне наркотики и «стоит на стреме», когда надо, а Симоне над ним издевается и временами поколачивает.

Неожиданным образом этот фильм рифмуется с «Дорогой» Федерико Феллини. Там тоже был жестокий и самовлюбленный богатырь, Дзампано, и маленькое, наивное существо, Джельсомина, которая почему-то была предана Дзампано и в итоге стала его жертвой. В паре Марчелло — Симоне тоже есть эта собачья преданность, и Марчелло даже готов отсидеть за неблагодарного Симоне в тюрьме, так и не выдав полиции своего патрона. «Догмэн» так же наполнен сочувствием к маленькому человеку, он тоже сентиментален, хотя и более ироничен: если Джельсомина все-таки любит Дзампано, то Марчелло ждет лишь благодарности, периодически огрызаясь, но потом всё же принося хозяину условные тапки. Фильмы Феллини и Гарроне роднит еще и то, что итальянская глубинка в них представлена как очень мрачное место, где служители закона стараются держаться подальше от темных улиц, и практически каждый местный житель промышляет чем-то криминальным.

Улыбка Марчелло, его кроткий, но упрямый взгляд, его безропотные и безуспешные старания ужиться в жестоком провинциальном комьюнити постепенно превращают для зрителя фильм в метафору. Причем такую, которую можно толковать разными способами. Самый очевидный месседж — что животные честнее и светлее людей, и тот, кто уподобился собаке, став преданным и нетребовательным «другом человека», вступает на путь святости, пусть и специфической. Есть и политическое прочтение: отношения Марчелло с Симоне подобны отношениям человека с государством. Тогда символичен бунт Марчелло — образ революции, которая свергает прежнее правление, но потом оказывается в тупике, потому что никогда не умела распоряжаться своей свободой. Название фильма и вовсе пародирует супергеройское кино, а сюжет даже выстроен схожим образом: слабак и рохля в результате травматического опыта превращается в героя, мстителя, супермена. По отношению к маленькому Марчелло это звучит несколько нелепо, но в какой-то момент его сила и вправду кажется сверхчеловеческой.

Знатоки же кино констатируют, что «Догмэн» своеобразно объединяет в себе сюжеты и героев прежних фильмов Маттео Гарроне, важнейшего итальянского режиссера XXI века. В образе Марчелло временами прорастает жутковатый фрик-таксидермист из одноименного фильма. Антураж отсылает к бандитским разборкам в культовой «Гоморре». Наивные фантазии Марчелло похожи на веру Лучано из «Реальности» в том, что он должен стать телезвездой. Сюрреалистичные дайвинг-уикенды Марчелло с дочерью будто вот-вот впустят в действие фольклорных персонажей «Страшных сказок», которые Гарроне снял перед «Догмэном». Но даже если ничего этого не знать и смотреть «Догмэн» как жутковатую трагикомедию про грустного собачника, фильм всё равно произведет сильное впечатление. А большие глаза юродивого Марчелло надолго останутся в памяти.

 

Прямой эфир