Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
В Чехии определились четвертьфиналисты ЧМ-2024 по хоккею
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тревожный рев сирены сменился визгом набирающей обороты катапульты. Новенький «Солярис» с разбегу ударился о барьер, отскочил и замер с изуродованной передней частью. Обычный краш-тест седан выдержал образцово, но Дмитровский полигон готовит для автомобилей новые, более серьезные испытания — в России будет свой, независимый рейтинг RuNCAP, учитывающий наши специфические дорожные условия. В особенностях национального битья машин разбирались «Известия».

RuNCAP стал фактически развитием первого российского независимого рейтинга пассивной безопасности ARCAP, запущенного газетой «Авторевю» еще в 1990-х. Издание проделало серьезную работу: в рамках методики было разбито полсотни автомобилей. С 2001 года автомобили бьют согласно методике Euro NCAP: фронтальным ударом с 40-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч. Это испытание жестче, чем сертификационный тест на скорости 56 км/ч.

Твердая четверка

В то же время система подсчета баллов была иной, с учетом специфики российского парка автомобилей. Иначе некоторые бы получили нулевой рейтинг. Максимальное количество звезд также не совпадало с Euro NCAP: у российского их было максимум четыре против пяти у европейского. Тем не менее благодаря ARCAP безопасность популярных в России моделей значительно выросла.

Euro NCAP

Краш-тесты Euro NCAP

Фото: Euro NCAP

— Практически все автомобили, которые были разбиты за последние несколько лет, за небольшим исключением набирали четыре или около четырех звезд и близкое к максимальному число баллов. И мы в этом видим свою заслугу. Наш рейтинг в том виде, в котором он существовал, свою миссию выполнил, — рассказал главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Издание на собственные деньги приобретало машины для испытаний, а сами тесты, несмотря на помощь Дмитровского полигона, выходили очень дорогими. Из-за недостатка средств проводился только фронтальный удар с 40-процентным перекрытием. Теперь, когда среди испытуемых появилось много отличников, пришло время двигаться дальше. Например, включать в рейтинг системы, предотвращающие аварии.

Поддержка на серьезном уровне

В одиночку «Авторевю» с этим бы вряд ли справилось, однако у RuNCAP появились серьезные сторонники. Помимо Дмитровского полигона ФГУП НАМИ, к инициативе присоединились Росстандарт и Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), как раз имеющий серьезные наработки по части превентивных систем.

Автомобиль "КАМАЗ" демонстрирует свои возможности на Дмитровском полигоне в Подмосковье

Автомобиль «КамАЗ» демонстрирует свои возможности на Дмитровском полигоне в Подмосковье

Фото: РИА Новости/Алексей Панов

— Такого рода истории без господдержки или существуют недолго, или эволюционно развиваются медленно. Кроме того, потребуется переоснащение и перевооружение испытательной базы НАМИ, — рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Создатели нового независимого рейтинга не против привлечения спонсоров, среди которых могут быть и сами автопроизводители. Например, в том случае, если машина плохо выступила на тестах, компания за свои средства может провести испытания модифицированной модели. В то же время автомобили, по опыту «Авторевю», планируют закупать анонимно в торговых сетях. Это исключает риск того, что автопроизводитель переделает серийную машину специально под краш-тест.

Как погибают в России

Подобно ARCAP, новый рейтинг также будет учитывать российскую специфику. Его создатели проанализировали статистику ДТП и пришли к выводу, что методика испытаний не может быть точной калькой какого-либо из зарубежных рейтингов вроде EuroNCAP или IIHS. Оказалось, что есть масса дорожных условий, которые отличаются от европейских или американских.

При анализе ситуаций, скоростей, перекрытий, приводящих к гибели людей в результате ДТП, были получены очень любопытные данные, которые заставили по-новому взглянуть на оценку безопасности автомобилей. Поэтому к испытаниям пассивной безопасности на 99% будут свои подходы. То же самое и с превентивными системами: в Европе они могут испытываться в «тепличных условиях», у нас — нет. Как раз для специфических тестов и потребуется модернизация Дмитровского полигона. В то же время в подходе к безопасности не должно быть радикализма.

ДТП Москва
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Если мы сейчас решим: давайте разгонять автомобили до 100 км/ч и бить в малое перекрытие, то цена новых машин станет такой, что рынок сильно сместится в область секонд-хенда и на круг безопасность скорее всего упадет, — рассказал Михаил Подорожанский.

Солнечный удар

«Солярис» разбивали по старым сертификационным правилам: с 40-процентным перекрытием и скоростью 56 км/ч. Разбивали в рамках аудита, который проводит Росстандарт: проверке подвергли не только завод корейской компании в Санкт-Петербурге, но и безопасность производимых на нем автомобилей. Причем машину для тестирования выбрали прямо на конвейере.

Фронтальный удар оказался для «Соляриса» несложным испытанием, но сертификационные тесты в ближайшем будущем станут более строгими.

— Сертификационные правила не стоят на месте. Фактически мировое сообщество возвращается к удару со 100-процентным перекрытием о жесткий несминаемый барьер, но на других скоростях и с другими манекенами. Россия — подписант Женевских соглашений, и когда новые правила вступят в силу, ими будут пользоваться и страны Таможенного союза, — рассказал «Известиям» директор Центра испытаний ФГУП «НАМИ» Денис Загарин.

Когда ждать новых краш-тестов

Сейчас создатели RuNCAP анализируют и обобщают статистику, активно обсуждают тонкости рейтинга. А до выпадения снега планируют испытать несколько новых методик. Подробностей и точных сроков никто не называет, но спикеры солидарны в том, что через два года методика будет наполнена содержанием и начнутся реальные испытания.

Обсуждения проходят в максимально публичной плоскости, чтобы в них могли поучаствовать автозаводы и импортеры. По итогам переговоров с производителем были внесены коррективы в комплектацию тестируемой машины. Планируется взаимодействовать с ГИБДД, МЧС, Минздравом, чтобы улучшить качество статистики и собирать на месте происшествия новые данные.

Что будет с ценами

Участие в новом рейтинге планируют сделать добровольным, но не исключено что какие-то тесты могут стать обязательными в рамках обязательной сертификации автомобилей. Таким образом, RuNCAP — своего рода испытательная площадка для новых методик.

Не повлияют ли новые требования к безопасности на ценники автомобилей? С этим вопросом «Известия» обратились к Михаилу Подорожанскому, и вот что он ответил:

 

Прямой эфир