Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Мир
Politico узнала о выделении Байденом военной помощи Гаити на $60 млн
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и порывистый ветер в Москве 5 мая
Общество
Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости
Армия
Рота под командованием младшего лейтенанта Киприна сорвала атаку ВСУ
Мир
СМИ узнали о соглашении ХАМАС освободить 33 заложника для прекращения огня
Общество
Спасший сослуживцев в зоне СВО Михаил Васильев удостоен звания Героя России посмертно
Общество
СК возбудил дело после повреждения мемориала «Погибшим солдатам» в Ленобласти
Мир
Потомки ветеранов Великой Отечественной войны провели в их память шествие в Нью-Йорке
Мир
В Аргентине свыше сотни людей вышли на акцию «Бессмертный полк»
Происшествия
МЧС сообщило о ликвидации пожара на складе в Симферополе площадью 1 тыс. кв. м
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Происшествия
Губернатор сообщил об обстреле ВСУ двух сел в Брянской области
Мир
Политолог назвал объявление Зеленского в розыск сигналом для других стран
Армия
«Народный фронт» доставил бойцам ВС РФ пасхальные куличи
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ушел из жизни Николай Караченцов, невероятно харизматичный актер и певец, которого в нашей стране, кажется, знал каждый любитель театра и кино. Его имя в афише мгновенно обеспечивало успех спектаклю, фильму или концерту. Для режиссеров он стал палочкой-выручалочкой и талисманом одновременно. Если играл (пел) Караченцов — зритель был в восхищении.

Потеря Большого театра

Николая Петровича любили все — от шахтеров и вахтеров до академиков и министров. Этот ярчайший талант никого не оставлял равнодушным.

— Безусловно, Николай Караченцов в каждой своей ипостаси среди истинных народных артистов — для всех нас, — поделился с «Известиями» министр культуры России Владимир Мединский. — Для меня Караченцов — Резанов, для кого-то — ковбой из «Человека с бульвара Капуцинов», для кого-то лирический герой из «Старшего сына». В каждой своей роли он искренний, неповторимый, обаятельный и удивительный. Я узнал, что он скончался, от его товарища Рудольфа Фурманова, с которым они много лет дружили, вместе работали. Буквально позавчера отмечали 80-летие Рудольфа Давыдовича. Вспоминали, как он, Андрей Миронов и Караченцов втроем проводили время, как работали. Мы слишком многих похоронили...

Родился будущий покоритель людских сердец в артистической семье. Отец — художник-график, мать — балетмейстер. В детстве мечтал стать танцовщиком и выступать на сцене Большого театра. Об этом своем желании он рассказал в одном из последних интервью перед роковой автокатастрофой. Корреспондент «Известий» Артур Соломонов побеседовал с Николаем Караченцовым в конце октября 2004 года.

— Спал и видел! Считал, что лучше нет занятия, чем прыгать по сцене Большого театра (смеется). Но мама не пустила. Сказала, будь ты девушкой, отдала бы тебя в хореографическое училище, а так — нет. А если я не попаду на сцену Большого театра? А если не стану солистом? А если травма ноги? И в 40 лет ты становишься пенсионером… Я ей бесконечно благодарен в том числе и за то, что тогда она повлияла на мой выбор. Кто знает, как сложилась бы моя судьба… — рассказывал артист.

Страсть к движению пригодилась ему спустя несколько лет — при поступлении в Школу-студию МХАТ, куда он попал не без труда (брали поначалу вольнослушателем), но завершил обучение с отличием.

— Я горжусь тем, что Николай Петрович окончил Школу-студию МХАТ, — признался «Известиям» ректор этого учебного заведения Игорь Золотовицкий. — Я вчера до него не дозвонился, хотел пригласить 12 ноября на празднование 75-летия Школы-студии... Мы гордимся тобой, Коля, что ты наш выпускник. Я горжусь тем, что мы у одного мастера учились — Виктора Карловича Монюкова...

Артисты Валерий Золотухин (слева) и Николай Караченцов — ведущие новогоднего «Голубого огонька», 1978 год

Фото: ТАСС/Созинов Виталий

Народный артист России Авангард Леонтьев был соучеником Караченцова и запомнил его как «одного из активных, самых интересных студентов, проявивших себя буквально во всем».

— Когда он на переменах стоял с гитарой, вокруг него всегда собиралась стайка студентов. Он умел быть центром компании. Причем не думал об этом, но его талантливость, обаяние, доброта в общении всегда привлекала, — поделился с «Известиями» Авангард Леонтьев. — Мы все его очень любили. Может быть, он был самым любимым. Думаю, что и у педагогов было такое же к нему отношение. О нем вспоминаешь и начинаешь улыбаться, потому что он доставлял людям радость. И не только со сцены, но и просто в общении.

Бунтарь-одиночка и подарки судьбы

В Театр Ленинского комсомола, который позже стал «Ленкомом», Караченцов попал по распределению. Его актерский талант заметил Анатолий Эфрос, воспитал и наполнил красками Марк Захаров, возглавивший коллектив в 1973 году. С этого момента началось восхождение актера к высотам мастерства и всесоюзной славы. Каждый спектакль с участием Караченцова становился событием — благо, что в ролях недостатка не было. Вся Москва торопилась посмотреть «Тиля», «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» и, конечно же, «Юнону и Авось». Эти знаковые для эпохи застоя вещи выдвинули нового героя — бунтаря-одиночку, новый тип актера — певца, мима, акробата и идеального исполнителя — Николая Караченцова.

— Я дружил с главным художником «Ленкома» Олегом Шейнцисом, на моих глазах рождались декорации «Юноны и Авось», выпускался спектакль, который свел нас всех с ума, — продолжил свой рассказ Игорь Золотовицкий. — Мне по блату удавалась выбить контрамарочку, чтобы посмотреть спектакли с Караченцовым, потому что достать билеты было практически невозможно.

Спектакль «Юнона и Авось» режиссера-постановщика М.Захарова, где на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола играют актеры Николай Караченцов и Елена Шанина

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

А потом Караченцов запел соло, причем песни в его исполнении уступали в популярности разве что репертуару Владимира Высоцкого. Поначалу пел он громко, демонстрируя подаренные природой децибелы, но, начиная со знаменитого «Кленового листа», стал предпочитать приглушенные тона.

— Шукшин как-то сказал: «Тише — было бы громче». В меня эта фраза запала, — делился актер с «Известиями». — Не надо всё время орать-то. Шепотом можно сказать так, что будет больнее, сильнее, значимее. Виктор Карлович Монюков выбивал из нас, студентов, ложную многозначительность, частое употребление высоких слов, которые от этого теряют смысл. Кстати, Марк Захаров — тоже противник высокопарности и в этом смысле влияет на актеров. Наверное, со мной происходит тот процесс, о котором вы говорите: даже когда мне предлагают новые песни, я смотрю тексты и прошу: «Ребята, уберите пафос».

По словам Александра Журбина, написавшего для актера несколько композиций, «Караченцов был очень музыкальным».

— Причем это природный талант, — отметил композитор. — Думаю, он не учился музыке, во всяком случае, когда я с ним работал, нот он не знал и повторял мелодию на слух. Но при этом мгновенно запоминал произведение — отличался потрясающей музыкальной памятью. Что касается голоса, то в комфортном для себя низком регистре Караченцов был очень силен. И когда требовалось «порвать» зал, он умел это лучше всего. Впрочем, когда Николай выходил на сцену и улыбался своей неповторимой улыбкой, зрители уже были покорены им.

Актер Николай Караченцов записывает новую песню

Актер Николай Караченцов записывает новую песню, 1985 год

Фото: ТАСС/Олег Иванов

Кинозрители испытывали похожие чувства, поэтому уже первые роли обеспечили актеру признание как киноманов, так и рядовых любителей. Всего в фильмографии Николая Караченцова более 100 ролей, в том числе в таких знаковых для отечественного кинематографа картинах, как «Старший сын», «Собака на сене», «Человек с бульвара Капуцинов». Казалось бы, в предложениях недостатка нет, но Караченцову вовсе не хотелось постоянно «светить лицом». Одним из его любимых занятий стало дублирование. Неповторимым голосом актера говорит такой же неповторимый персонаж французского кинематографа, как Жан-Поль Бельмондо. И порой трудно понять, что же в образе его героев привлекательнее — внешность или голос.

— Дубляж интересен тем, что надо, во-первых, сыграть роль, почти всегда интересную, во-вторых, сыграть не так, как я бы ее сыграл, а с учетом того, как это сделал другой актер, — говорил Караченцов «Известиям». — Потом Бельмондо — француз, а французская речь в три раза быстрее русской. Значит, я должен попадать во все его смыкания, в его артикуляцию, не теряя правды, свободы, органики… Задача интереснейшая. А, например, фильм «Чудовище», где он играет сразу две роли, — ну это вообще подарок судьбы.

Таких подарков у Караченцова случалось множество. Судьба его баловала — ролями, признанием, достатком. Одним из серьезных увлечений актера были автомобили. По иронии судьбы именно о них шла речь в последнем его известинском интервью.

— Я им имена даю. А когда расстаюсь, благодарю за пройденный совместный путь, за помощь, за то, что они меня выручали, — признавался актер. — Это всё непросто. «Жигули» модель 13-я или 5-я, но французской комплектации — Катрин Денев! Будет Катя! А сейчас у меня «Пассат» — ну называю его Пасик. За рулем я отдыхаю. Часто бывает ночная съемка, после которой я возвращаюсь домой. А Москва предрассветная красивая, особенно весной или летом. И я придумываю себе какую-нибудь дальнюю заправку, еду туда через всю Москву. И, несмотря на замкнутое пространство, — полное ощущение свободы...

«Это я, Маруся. Я пришел»

Страшная авария перечеркнула блестящую карьеру актера. Он так и не вернулся в привычный для себя ритм жизни. Рядом была семья, жена Людмила Поргина творила чудеса любви и самоотверженности, но столь необходимых ему экрана и сцены уже не было.

— Даже после жуткой катастрофы приходил на все премьеры, на все открытия сезона и никогда не прерывал связь с «Ленкомом». Всю свою жизнь он провел в этом театре и безумно скучал, — поделился с «Известиями» актер «Ленкома» Иван Агапов. — Даже сложно себе представить, что он испытывал, когда был лишен возможности работать на сцене и в кадре. С одной стороны, ему было, насколько я понимаю, безумно тяжело, с другой — он не мог забыть это пространство. Он был частью «Ленкома», сопереживал тому, что происходит в театре. Что-то ему нравилось, что-то не нравилось, но он никогда не отклонял приглашения, потому что там работали его друзья, родные люди.

Впрочем, один раз Караченцов всё же вернулся на экран. И это было счастьем, как для него, так и для окружающих. Случилось это замечательное событие в Белоруссии, на съемках фильма «Белые росы-2». В первых «Белых росах» Караченцов сыграл одну из лучших своих киноролей — обаятельного бузотера Ваську Ходоса. Этого же персонажа, уже сильно постаревшего и потрепанного жизнью, он воплотил в продолжении картины. После долгих скитаний по свету Васька возвращается домой. В том же костюме, с гармошкой. Инструмент, к слову, был тем самым, на котором Караченцов играл в «Белых росах».

Кадр из фильма «Белые росы-2»

Фото: Беларусьфильм

— Участие в съемках Николая Петровича — гордость нашего фильма, — рассказала «Известиям» режиссер картины Александра Бутор. — Мы позвонили ему и предложили маленький эпизод в картине, и Людмила Андреевна Поргина сразу дала согласие, сказав: «Для Коли это очень важно!» Вопрос о гонораре даже не обсуждался, хотя мы предложили небольшие деньги. Мы так ждали Николая Петровича! Повидать его на съемочную площадку съехались все наши молодые актеры. Всем хотелось пожать руку великому актеру и человеку, побыть рядом. Роль была без слов. Но Николай Петрович произнес: «Это я, Маруся. Я пришел». Группа плакала. Я даже не знала, что это первое появление на киноэкране нашего любимого артиста за последние девять лет. Оказывается, ему не раз предлагали что-то сыграть, роли специально писали, но, по словам жены, такого деликатного эпизода, где он мог выглядеть достойно, еще не было.

Последние годы Караченцов временами появлялся на публике, но основное время проводил с семьей. Сказывались годы, болезни, усталость. В ночь на 26 октября 2018 года он скончался. Отказали почки.

— Ему будет сейчас легче, мне кажется, — сказал «Известиям» Игорь Золотовицкий. — Ты, Коля, встретишься там с нашими педагогами. И вы обязательно прорепетируете. Ты мужественный, талантливейший, прекрасный человек, царствие тебе небесное.

29 октября состоится прощание с артистом на сцене «Ленкома», а вечером в его память сыграют спектакль «Юнона и Авось».

 

Прямой эфир