Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая

Пролетели со SWIFT'ом

Финансовый аналитик Тимур Турлов — о том, когда появится европейский аналог платежной системы и как это поможет росту цен на нефть
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тенденция перехода на евро в мире становится все более очевидной. Начало ей положили сами участники Евросоюза, ведь еще недавно компании ЕС могли покупать продукцию друг у друга за доллары. Звучит абсурдно, но тем не менее это факт. Многочисленные санкции США и торговые войны, односторонний выход Америки из ядерной сделки с Ираном способствуют появлению аналога системы финансовых расчетов SWIFT. Однако этот процесс потребует времени.

Сейчас все большая и большая часть деятельности компаний происходит в евро. Выход США из ядерной сделки с Ираном, в которой также участвовали ЕС, Россия и Китай, вызвал у европейских партнеров шквал критики. Дело в том, что денуклеаризация Ирана обсуждалась долгие годы и соглашение, которое было достигнуто при администрации Барака Обамы, положило конец постоянным спорам. Поступок Дональда Трампа перечеркнул это. Более того, он даже не поставил в известность своих европейских коллег. В результате ЕС сохранил договоренности с Ираном — речь уже идет о поставках нефти за евро, а не за доллары.

Санкции США, которые вступят в силу 4 ноября 2018 года, запрещают любым компаниям покупать иранскую нефть, то есть европейские покупатели окажутся на перепутье. Ожидаю, что до конца года поставок иранской нефти за евро в ЕС не будет, а в начале 2019-го появится несколько заявлений, которые поспособствуют разрешению этой ситуации.

Для торговых партнеров Европы протекционистская политика США — это прямая угроза их экономическому росту. Сейчас Штаты заключают с большинством стран новые соглашения, где интересы США стоят в приоритете. Соответственно для многих стран уход от транзакций в долларах выглядит логичным решением проблемы дамоклова меча, который готов обрушиться на них в виде заморозки денег минфином США. Сильная и непоколебимая позиция Америки в эпоху глобализации негативно воспринимается большинством стран, поэтому они и начнут объединяться для создания системы противовеса давлению со стороны США.

Появление европейской версии SWIFT, о котором глава МИД Германии Хайко Маас заявил еще в августе, — один из методов решения «американской проблемы». Фактически SWIFT — это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей, через которую ежегодно проходит более 4 млрд поручений. Однако после событий 11 сентября 2001 года ЦРУ, ФБР и минфин США получили доступ к системе «для борьбы с терроризмом». Поэтому США могут отслеживать и замораживать счета любых физических лиц и компаний.

Аналог SWIFT для европейских стран и Китая позволит им восстановить торговые отношения, например, с Ираном. Для запуска альтернативной системы придется учредить два регуляторных органа: европейский денежный фонд (European Monetary Fund) и европейский денежный мониторинг (EU-OFAC — EU Office of Foreign Assets Control). Далее нужно четко прописать их регламент во избежание прецедентов, которые мы сейчас наблюдаем с системой SWIFT. Этот процесс включает огромное количество бюрократических проволочек, а значит, появление системы будет небыстрым.

Полагаю, что регуляторные органы и инфраструктура могут быть готовы к концу первой половины 2019 года, однако страны Европы, Россия и Китай вряд ли успеют договориться об общих положениях транзакционной системы к этому времени. Если им это удастся, то в текущих реалиях альтернатива SWIFT станет очень популярной, поскольку именно в таком случае страны смогут обходить американские санкции в отношении Ирана. Запуск новой системы позволит снизить американское влияние в мире, но для того чтобы доллар перестал быть мировой валютой, нужны десятки лет.

Для России в целом это позитивно, однако нынешняя политическая ситуация не позволит так просто достичь понимания между странами. Скорее всего, Россию подключат к альтернативе SWIFT, потому что наша страна уже имеет опыт создания подобных структур. Об этом ранее говорила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Но ожидать, что напряжение между Россией и ЕС спадет, глупо: санкции по-прежнему будут действовать, а изоляция нарастать. Плюсом является и то, что создание альтернативной финансовой системы вызовет недовольство США, что спровоцирует еще большую нестабильность их отношений с остальным миром. На этом фоне нефть может подорожать до $100–110 за баррель, что позитивно отразится на российском бюджете и некоторых отраслях экономики, в особенности энергетической.

Автор — финансовый аналитик

Прямой эфир