Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о вдохновляющем примере ветеранов ВОВ
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Мир
Более 1,6 тыс. сторонников Палестины задержаны в США за две недели
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Премьер Грузии призвал правоохранителей проявлять терпение на митингах
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Армия
Российский офицер рассказал о 28 днях в окружении ВСУ
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Мир
Неизвестные бросили коктейль Молотова в синагогу в Варшаве
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье

Три апельсина и 33 удовольствия: опера Прокофьева вернулась в МАМТ

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко устроил меломанам интеллектуальный квест
0
Фото: stanmus.ru/Олег Черноус
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музыкальный театр на Большой Дмитровке возобновил оперу Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Показы прошли в рамках приуроченного к 100-летию труппы фестиваля сочинений композитора. Режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев и дирижер Александр Лазарев превратили спектакль в интеллектуальный квест.

Рисуя персонажей оперы, авторы спектакля создают микс из всех слоев современного общества. Король Треф у Тителя напоминает успешного бизнесмена, Принц — драматического актера. Команда недоброжелателей в составе Леандра, Клариче и Фаты Морганы — мафиозную группировку. В роли трагиков и комиков выступают строители, пожарные, полицейские, врачи скорой помощи и журналисты.

— Мы хотели отразить жанровое многообразие партитуры, поиграть во все игры, предложенные композитором. Воспринимая музыку и сценическое действие, зритель получает удовольствие от наложения пластов, смыслов и исторических параллелей, — рассказал «Известиям» Александр Титель.

Стилистического разнообразия постановке и правда не занимать. Действительность в ней соседствует с художественными отсылками ко времени создания оперы. А именно — к конструктивизму 1920-х годов. Причастность эпохе ощущается не только в геометрии сценического пространства (главными инструментами Владимира Арефьева стали круги и прямоугольники). Аллюзии на известные шедевры мелькают то там, то здесь. Режиссер подает их в качестве опознавательных знаков, вплетая в развитие действия.

В танцовщице на круглом постаменте, развлекающей Принца-ипохондрика, опознается «Девочка на шаре» Пикассо. Изломанные позы полуобнаженных принцесс «сошли» с «Натурщицы» Татлина. А разлетающаяся фигура в начале спектакля — имитация «Черного квадрата» Малевича.

Во втором акте спектакля конструктивизм сменяет урбанизм (еще одна параллель с временем рождения оперы). В путешествии за апельсинами Принц пользуется новейшими достижениями технического прогресса тех лет. До владений Креонты герой добирается на пароходе с поршневым двигателем и винтовом самолете. Жаркую пустыню пересекает с помощью железного вентилятора. В замок короля влюбленные возвращаются на знаменитом историческом поезде «Голубой экспресс».

Другой стилистический пласт представлен авторским текстом Тителя на интерактивное табло. Сатирические афоризмы, комментирующие действие, апеллируют к советским лозунгам. Некоторые, по словам режиссера, перекликаются с агитационными плакатами «Окон РОСТА» Маяковского. Как, например, вывод создателей: «Смешно!», загорающийся на табло ближе к концу оперы.

С финальным резюме можно поспорить: погружаясь в художественно-исторический контекст постановки, зритель отвлекается от комедийных хитросплетений сказки. Многообразие отсылок, параллелей, смыслов побуждает, скорее, к интеллектуальному восприятию, чем к развлечению. И здесь на помощь приходит музыка Прокофьева, блестяще интерпретированная артистами театра.

Искрометные пассажи струнных, переливы деревянных духовых, фанфары меди, тонко обыгранные оркестром под управлением Александра Лазарева, взаимодействуют в спектакле с яркими характерными голосами. Александр Нестеренко (Принц) отличился причудливым, фантастическим тембром в комических эпизодах. Наталья Мурамыдова (Фата Моргана) — бравурными колоратурами в высоком регистре. Героем вечера стал Валерий Микицкий (Труффальдино), впечатливший публику виртуозной буффонной скороговоркой.

 

Прямой эфир